Цвета на снимке сами по себе не существуют – один цвет…
Объём создаёт реальность
Фотография – это двухмерная плоскость, а реальный мир – объёмный.
Из этого следует, что фотограф должен сознательно работать над созданием объёма, чтобы сделать создаваемое им изображение как можно более реалистичным.
В этом и есть вся фишка.
Объём в портрете мы можем создать:
А) С помощью светотеневого рисунка.
Есть рисунок – есть объём, нет рисунка – нет объёма. Чем ровнее светотеневой рисунок, тем естественнее и приятнее объём; чем перепад более резкий, тем более абстрактно выглядит картинка. Чтобы создать хороший объём, мы исключаем положение источника света прямо «в лоб» или «в макушку» портретируемого, работаем с отражателями и дополнительными источниками света.
Б) За счёт позы модели.
Трёхмерной позой модели мы можем придать фотографии дополнительный объём, однако светотеневой рисунок всегда стоит на первом месте. Объём за счёт положения тела – это лишь оптический обман, создаваемый с помощью света и тени. Помните? Мы работаем с двухмерной плоскостью, на которой люди – словно куклы, вырезанные из бумаги.
В) Линиями фонового пространства.
Можно добавить снимку объём и глубину сходящимися линиями, дугами, уходящей вдаль перспективой.
Г) Свободным пространством или объектами на переднем плане.
Совершенно плоский и скучный задний план, зато заполненный и информативный передний.
Всегда ли нужен объём в портрете?
В большинстве случаев, да!
Однако, несмотря на эту закономерность, фотограф всегда может пойти на сознательное нарушение этого принципа и сделать фотографию во фронтальном или вообще в схематичном варианте.
Отмечу здесь слово «сознательное», потому что даже при таких нарушениях нужно следить за тем, как прорисовывается объём формы человека и насколько он естественно смотрится.
Ракурс фронтально-боковой, положение модели близко к профилю, и глубины пространства здесь нет, но обратите внимание, насколько тонко сохранён объём поворотом лица. Светотеневой рисунок тоже получился мягким и проработанным, это было достигнуто за счёт естественного света от окна и с помощью отражателя.
Даже если вы решили провести силуэтную фотосъёмку, небольшой объём тела следует всё-таки сохранить.
Крайний пример, когда на снимке могут отсутствовать абсолютно все объёмы и глубина.
Какую мораль нужно извлечь из всего этого?
Объём делает фотографию реалистичной. Смотреть на объёмную форму гораздо интереснее и приятнее, чем на плоскую, а глубина пространства заставляет зрителя дольше задерживаться на фотографии.
Поэтому – создавайте объём, или, если того требует идея, умышленно его забирайте!
«Это значит не фотографировать плоского человека в плоской позе на фоне плоской стены?»
Да.
Но ещё это значит внимательно следить за мелочами и специально продумывать сюжеты, свет и позы для создания дополнительной глубины.
В последнем предложении заключена суть работы с объёмом в фотографии.
Ещё больше полезного о композиции вы сможете узнать из моей рассылки: http://manhattan-photo.ru/