Композиционный центр может быть только один. На то он и…
Линии и формы
Выстраивая композицию портретного снимка, в первую очередь мы стремимся определить идею, хорошо подогнать в рамку кадра все фоновые элементы и определить для модели наиболее выразительную позу.
Однако линии, которые образуют элементы на заднем плане, и формы, которые модель создаёт своим телом, тоже оказывают своеобразное воздействие на зрителя.
Если так, каким может быть это воздействие?
Например, ломаные линии.
В кадре они действуют как раздражитель и создают дополнительное напряжение, строгость, в то время как плавные, изогнутые линии, наоборот, успокаивают, подчёркивают лёгкость и мягкость.
Вертикальные линии придают снимаемому объекту величие, подчёркивают его высоту, глубину или стройность, а горизонтальные, скорее, добавляют спокойствия, лучше отражают ширину объекта.
Из-за этого и само по себе горизонтальное расположение кадра делает объекты визуально чуть шире, а вертикальное вытягивает их вверх.
Сделав акцент и сознательно добавив в кадр того или другого, можно замечательно подчеркнуть нужную идею и сделать фотографию гораздо «сильнее». Более того, от этих концепций можно оттолкнуться при формировании идеи для снимка.
Горизонтальной ориентацией снимка мы подчёркиваем движение
Вертикальной ориентацией снимка мы подчёркиваем высоту домов и самой крыши, на которой сидит человек
Есть такое понятие как направляющие линии.
Суть его заключается в том, что фотограф с помощью линий способен манипулировать вниманием зрителя.
Зачем?
Чтобы выделить композиционный центр, если это невозможно сделать другими способами, усилить внимание на главном объекте, показать движение или придать акцент каким-либо дополнительным деталям.
Например, сходящиеся линии будут приковывать взгляд к объекту, который будет находиться между ними.
Это же правило работает и с одной направляющей линией – край тротуара, стена, забор и т.д.
Главный объект может быть небольшим по размеру относительно всего снимка, однако направляющие линии могут помочь выделить его как единый композиционный центр.
Направляющие линии могут быть как реальными, так и условными (взгляд человека, взмах руки, направление движения велосипеда и т.д.).
Условные линии так же оказывают своё воздействие на зрителя, заставляя его скользить взглядом по их направлению. Этот трюк очень хорошо работает, когда вы хотите сделать особый акцент на окружающей обстановке или показать движение к цели.
Направляющая линия движения людей прочь из кадра создают ощущение, что герои вот-вот покинут сюжет, и в то же время их удерживает направление взгляда в правую сторону снимка, по которому проскальзывает и взгляд зрителя.
Направляющие линии могут быть не только прямыми или направленными в конкретную сторону снимка – это может быть и дуга.
Кроме этого, похожие предметы могут создавать собой ритм. И применительно к портретной съёмке он может быть полезен в качестве особенно сильной направляющей, поскольку даже сам по себе представляет интерес для зрителя.
Ритм – это ряд повторяющихся (похожих или одинаковых) объектов в кадре. Ритм могут создавать деревья, фонарные столбы, колонны и даже автомобили.
Линии способны не только направлять, но и образовывать геометрические фигуры, а фигуры тоже несут своё скрытое эмоциональное влияние.
Например, квадрат – фигура устойчивая, выражает основательность и покой.
Треугольник, направленный вверх, тоже образует устойчивую позицию, однако треугольник динамичен – это фигура достаточно эмоциональная.
Треугольник, направленный вниз – предельная неустойчивость, максимальная эмоциональность.
Если треугольник направлен по направлению движения вниз, он придаёт скорость, лёгкость и подчёркивает действие. Если он направлен вверх создаётся сопротивление, появляется эффект подъёма в гору, тяжести.
Круг олицетворяет собой гармонию и баланс, кроме этого, концентрирует на себе внимание.
А фигура в форме буквы S выражает изящность и утончённость.
Как всё это можно применить в портрете?
Зависит исключительно от вашей фантазии!
Вы можете использовать всё это для усиления композиции, а можете взять и за основу какой-то идеи.
Главное – не заостряйте на фигурах слишком много внимания и не тратьте время на усердные их поиски где-то на заднем плане.
В основном фигуры создаёт поза модели или положение людей в групповом портрете – над этим и работайте. Если говорить о таких фигурах как квадрат или круг, можете использовать в композиции дополнительные предметы, аксессуары или даже рисунки с изображением этих фигур, дабы таким способом тонко подчеркнуть суть своей задумки.
На что ещё способны линии и фигуры?
На самом деле они могут не только помочь, но и навредить портретному снимку.
Самое безобидное, что они могут сделать – увести взгляд зрителя от портретируемого.
Уходящие вдаль линии и ритм уводят взгляд от портретируемого вглубь снимка. Если бы он находился посреди линий, позади линий или посреди ритма, этого бы не случилось. Направляющие линии работали бы в плюс.
Хуже того – они могут вообще резко оборвать внимание и сделать просмотр фотографии дискомфортным. Эта досадная неприятность возможна при появлении в кадре торцевой части какого-либо предмета.
В качестве такого предмета может выступить всё что угодно: край лавки, наружный угол стены, край окна, нависающая крыша и т.д.
На этом под данной темой можно подвести чертую
Ещё больше полезного о композиции вы сможете узнать из моей рассылки: http://manhattan-photo.ru/