Цвет в фотографии играет гораздо более важную роль, чем может…
Принцип равновесия
Человек стремится к гармонии и равновесию.
Мне не придётся вам долго доказывать эту истину, ибо даже не человек, а сама природа направлена на создание гармонии и общего равновесия во всём.
Посмотрите вокруг: мужчина и женщина, добро и зло, холод и пламя, день и ночь.
У человека есть две руки, два глаза, а нос находится по центру лица – всё стремится к симметрии, равновесию и балансу.
Да, в природе нет идеальных форм и ровных линий, зато всегда в определённой степени присутствует равновесие.
По тому же принципу человечество конструирует автомобили, мотоциклы, яхты, бытовую технику, здания и даже интерьер в квартире – всё должно быть, если не симметрично, то, как минимум, в той или иной мере уравновешено.
Баланс приятен для нашего восприятия, и мы склонны считать сбалансированную вещь красивой.
Резкое нарушение равновесия создаёт дискомфорт, смотрится перекошено и даже может указывать на дефект или уродство.
Где можно провести параллель между красивыми фотографиями и стремлением человечества к балансу?
Всё очень просто – сейчас мы имеем дело с принципом равновесия.
Теперь записываем себе суть вышесказанного: при компоновке фотографии нужно всегда стремимся к гармонии и общему балансу по той простой причине, что уравновешенная картинка более приятна глазу и не создает дискомфорта.
Между чем в фотографии нужно находить равновесие?
Между объектами, цветами и свободным пространством по обе стороны снимка.
Как может быть достигнуто равновесие?
Равнозначными или неравнозначными объектами, направлением формы (поворот корпуса/головы), взглядом, взмахом, распределением свободного пространства.
Фотография создаёт ощущение, что парочка вот-вот покинет фотографию, но при этом тонкое равновесие сохраняет направление взгляда и большой куст в правой части снимка.
Равновесие за счёт подобного пространства, одинаковых линий и фактуры объектов слева и справа. Это равновесие уже близко к симметрии. Разворот через левое плечо и соответственно, небольшое смещение человека вправо от центра.
Равновесие достигается направлением взгляда и небольшим участком свободного пространства в правой части снимка, который сохраняет баланс цвета в кадре.
Линейное равновесие за счёт расположения девочки в кадре. Кроссовки на первый взгляд могут показаться лишними, однако они добавляют снимку в данной крупности плана более устойчивое равновесие. Да и к тому же они сочетаются по цветам и несут дополнительную смысловую нагрузку, подчёркивая идею отдыха.
На этом снимке присутствует очень тонкое равновесие, заставляющее зрителя испытывать необходимое напряжение (в хорошем смысле). Правая нога мужчины расположена по центру, а в целом пара смещена в правую часть снимка, однако, за счёт поднятой ноги и более выраженного направления формы в левую сторону фотографии удаётся держать этот тонкий баланс. В сочетании с высотой на заднем плане и эмоциональностью самого момента такое тонкое равновесие работает превосходно.
Ещё больше полезного о композиции вы сможете узнать из моей рассылки: http://manhattan-photo.ru/