В чём разница между взглядом человека и фотокамеры? Человек –…
Поза модели в портретной фотографии
Как мы знаем, задача фотографа в портрете – сделать модель наиболее привлекательной, подчеркнуть выигрышные черты её лица и фигуры, а так же скрыть нежелательные (конечно, кроме определённых случаев).
Также в задачу фотографа входит создание хорошей композиции, которая будет производить устойчивый эффект на зрителя. Либо неопределённый (просто вызывать интерес к снимку), либо определённый (подчёркивать ту или иную идею).
И помимо всего, перед фотографом стоит задача сделать портрет наиболее эстетичным, гармоничным и уравновешенным (если он сознательно не преследует противоположную цель).
Поскольку начинающие фотолюбители о композиции ничего и знать не знают, они предпочитают просто фотографировать человека на фоне чего-либо, или человека, взаимодействующего с чем-то. И в этот момент они не придают особой важности тому, как расположена голова модели, какой угол образуют руки, какую осанку принимает модель и т.д.
Вам же обязательно нужно обращать внимание на всё это!
На что конкретно обращать внимание?
1.Следите за глазами и наклоном головы.
В портретах с крупным масштабом (начиная от погрудного) глаза являются главным узлом композиции. Направление взгляда и наклон головы, помимо создания эмоционально-психологической окраски, напрямую влияют на равновесие снимка и общую форму композиции.
Лёгкий поворот или наклон головы в сторону большего пространства кадра будет создавать устойчивое равновесие, в то время как наклон или поворот головы в сторону меньшего пространства будет это равновесие нарушать.
Вам, как правило, нужно стремиться к равновесию, ибо это придаст вашей фотографии большую устойчивость, а следовательно, гармоничность.
Однако, если вы преследуете цель создать портрет, несущий высокое эмоциональное напряжение – равновесие можно (и нужно) нарушить.
Направление взгляда также отвечает за равновесие общей картины, т.к. оно создаёт невидимые линии, по которым так или иначе будет скользить взгляд зрителей.
Если взгляд модели направлен в сторону большего пространства, это создаст необходимое равновесие и сделает портрет более приятным для восприятия.
Если взгляд человека направлен в сторону малого пространства и будет упираться в ближний край кадра – это создаст неприятное ощущение ограниченности и тяжести. С таким приёмом нужно быть аккуратным.
Наклон головы и поворот взгляда могут не всегда совпадать.
Нужное равновесие можно создать наклоном головы в одну сторону и поворотом взгляда в другую.
Если мы говорим о глазах, то кроме равновесия вам следует учитывать ещё один важный момент.
Располагая глаза модели на одном уровне, вы добавляете портрету статичности, в то время как небольшой наклон головы будет придавать больше динамики.2.Следите за плечами.
При составлении общей композиции портрета вам следует следить за плечами модели не меньше, чем за глазами и поворотом головы, так как от положения плеч будет зависеть многое.
Старайтесь не допускать в женских портретах 100% фронтально разворота плеч в вашу сторону (как в фото на паспорт). Такие плечи делают модель более массивной, и она становится похожа больше на борца, чем на изящную и стройную девушку.
Диагональный разворот плеч визуально уменьшит линию между ними и сделает человека более стройным.
Это, кстати, касается не только женских, но и мужских портретов, однако, при съёмке мужчин прямым положением плеч вы сможете усилить определённую идею (обратно примеру с девушками, наоборот подчеркнуть мужественность, атлетичность).
В женских портретах прямыми плечами можно пренебречь, если мы берём достаточно крупный план и используем сильный наклон плеча в сторону.
Кроме описанного выше эффекта диагональное расположение плеч позволяет создать большую глубину снимка, что в свою очередь будет работать на общую композицию.
Теперь о наклоне.
Наклон плеч в ту или иную сторону будет придавать больше динамичности снимку, в то время как плечи, расположенные на одном уровне сделают фотографию более спокойной.
В большинстве случаев мы всё-таки делаем достаточно эмоциональные портреты и гораздо реже мы преследуем цель статичности. Поэтому следите за тем, как расположены плечи вашей модели, потому что прямые плечи на динамичных снимках – это одна из самых распространённых ошибок.
Рассматривая положение плеч, нельзя пройти мимо общей осанки.
Надо ли говорить, что хорошая осанка делает мужчину мужественнее, а женщину женственнее. Это понятие заложено в человеке на подсознательном уровне, потому что когда мы видим красивую женщину (красивого мужчину) и хотим им понравиться, наша спина будет распрямляться автоматически.
Поэтому понурые плечи в портрете нужны очень редко – только для создания специфичных образов.
Ваша задача как фотографа – следить за тем, чтобы осанка модели была прямой.
3.Следите за руками.
Помимо общих форм композиции, которые создаются тем или иным положением рук, вам нужно также следить за некоторыми чисто эстетическими моментами: что-то может выглядеть красиво и приятно, а что-то неприятно и даже вульгарно.
Поэтому, во-первых, следите за тем, чтобы пальцы вашей модели не были на фотографии растопырены – даже при идеальной композиции всего остального такая мелочь будет оставлять неприятный осадок.
Во-вторых, если ваш портретируемый держит руку в кармане джинсов (распространённая мужская поза), позаботьтесь о том, чтобы большой палец выглядывал из кармана. Вся кисть не должна быть спрятана там целиком – в противном случае вы получите эффект «обрезанной руки», что смотрится очень даже не «гуд».
В-третьих, старайтесь избегать размещения рук тыльной стороной к вам (особенно в женских портретах) – это создаст эффект «медвежьей лапы». По названию вы уже поняли, что смотрится это не особо привлекательно.
В-четвёртых, если вы фотографируете такой портрет, в котором модель подпирает руками подбородок или лицо, следите за тем, чтобы она не наваливалась на руки слишком сильно. Только слегка…
В противном случае кожа на лице портретируемого расплющится, и черты лица будут заметно искажены. И в качестве «бонуса» это создаст ощущение тяжести, которое будет испытывать зритель, глядя на вашу работу.
В-пятых, старайтесь не допускать того, чтобы локти модели смотрели в сторону объектива, т.е. не торчали с переднего плана – это очень нехорошо смотрится.
Либо сделать так, чтобы всё выглядело красиво:4.Следите за общей формой тела.
В композиции есть определённые формы, которые помогают сделать портретный снимок более эффектным и привлекательным, независимо от его содержания.
Из них хотелось бы отметить три основных: треугольная, L-образная и S-образная композиция.
Тут всё достаточно просто, поскольку выстраивая позу своей модели в соответствии с одной из этих форм, вы будете получать более «сильные» портреты.
Вот примеры такого построения общих форм:
Треугольная композиция. Обычный портрет человека уже подразумевает собой треугольную форму.Однако вы можете выстаивать в форме треугольника групповой портрет, или руки вашей модели
L-образная композиция. Создавая формы, похожие на эту букву, вы будете делать композицию более интересной.
S-образная композиция. Хорошо подходит для женских портретов, так как плавные формы позволяют сделать более женственный и утончённый образ.
Также вам следует знать, что линии, сами по себе, обладают волшебными свойствами эмоционального воздействия. Плавные, изогнутые линии успокаивают, ломаные – действуют как раздражитель и придают больше напряжения.
Причём абсолютно независимо от содержания снимка.
Такой эффект легко обнаружить в пейзажах и в архитектуре. Когда вы посмотрите на разные работы с разными формами линий и спросите себя, какие чувства вызывает тот или иной снимок, вам сразу станет ясно, о чём идёт речь.
В портрете вы тоже можете использовать это свойство линий, и тем самым той или иной позой придать снимку определённый характер.
Еще больше о том как правильно расположить моделей в кадре, вы сможете узнать из моей рассылки: http://manhattan-photo.ru/