Живёт хорошо тот, кто знает, где покупать выгоднее… Это железное…
Формат кадра
При построении каждого портретного снимка мы всегда задаём себе вопросы:
Как построить кадр? Горизонтально или вертикально?
Как фотография будет смотреться максимально выразительно и есть ли какие-то правила композиции, которые могут помочь в достижении этой цели?
Различных идей и вариантов исполнения портрета может быть бесчисленное множество, и каких-то точных правил выбора формата снимка в том или ином случае не существует.
Однако тут можно дать некоторые рекомендации, которые помогут вамвыбрать наиболее удачный формат снимка для успешной реализации той или иной задумки.
Во-первых: при построении портретного снимка вы всегда определяете, что должно войти в границы вашего кадра и из этого вы определяете какой формат кадра выбрать.
Разберём несколько конкретных ситуаций.
Мы фотографируем портрет у окна:
Здесь нам не нужно ничего лишнего и в то же время какие-то линии на заднем плане так или иначе должны присутствовать, чтобы наша фотография получилась глубже. Исходя из этого, мы можем сделать расположение снимка горизонтальным.
Рассмотрим ещё пример.
Нам нужно сделать фоном какое-то здание, и мы опять выбираем горизонтальное расположение снимка.
Как вы уже заметили, с выбором формата снимка неразрывно связан и выбор крупности плана, с которым мы хотим сделать ту или иную фотографию.
Поэтому, во-вторых: когда мы определяем формат кадра, мы так же отталкиваемся от выбранного плана. Разберёмся, как выбранный нами план будет влиять на формат снимка.
Рассмотрим ещё несколько примеров. Только в этом случае мы уже будем отталкиваться от сочетания: второстепенные объекты + «крупность» плана.
Пример 1.
Мы фотографируем портрет крупным планом с масштабом где-то «погрудный», элементы на заднем плане должны послужить ровным фоном и почти не имеют значения. Тут мы можем выбирать любой план и отталкиваемся от того, какие детали портретируемого мы хотим получить в кадре.
Пример 2.
Мы делаем портрет с масштабом «поясной», очертание объекта на заднем плане уже имеет значение. Чтобы уместить всё, что нужно мы выбираем горизонтальное расположение снимка.
Пример 3.
Мы фотографируем «поколенный» портрет и вокруг много лишних объектов – чтобы убрать всё лишнее по максимуму, мы делаем снимок вертикальным.
Пример 4.
Мы делаем «ростовой» портрет и имеем ровный, однотонный фон. Ничего лишнего нет, мы можем себе позволить горизонтальное расположение кадра.
В-третьих: выбирая горизонтальное или вертикальное расположение снимка, вы также ориентируетесь на позу модели и конкретное действие, которое происходит непосредственно в момент съёмки.
Одно из базовых правил композиции гласит:
«Оставляйте больше места в кадре с той стороны, куда направлен взгляд или движение портретируемого».
Потому что иначе вы можете нарушить равновесие, создать такое впечатление, будто ваша модель вот-вот вывалится за край снимка, или просто-напросто неправильными границами вы испортите всю идею.
Однако если мы преследуем цель добавить больше напряжения в фотографию, то мы можем умышленно нарушить данное правило, чтобы успешно реализовать свою идею.
В-четвёртых: при выборе формата кадра вы также можете ориентироваться и на другое базовое правило композиции.
«Снимок, расположенный вертикально, подчёркивает вертикальные линии, а горизонтально – горизонтальные».
Также вам следует знать, что вертикальные линии придают величие, силу и мощь, а горизонтальные более задают спокойствие и безмятежности.
Это, конечно, не стоит воспринимать буквально – «сила и мощь» или «спокойствие» будут на 95% зависеть от вашего сюжета, обстановки, ракурса и т.д.
Однако…
Если вам удастся подчеркнуть свою идею правильным форматом кадра, то вы добавите недостающие 5% к вашей фотографии и сможете усилить её воздействие.
Еще больше полезного о форматах фотографий, вы сможете узнать из моей рассылки: http://manhattan-photo.ru/