Наполовину фотограф – наполовину Бог. Вот кем вы станете для…
Фотогеничность
Человек, как и любой предмет, может быть фотогеничным или анти-фотогеничным.
Для многих фотолюбителей эти слова являются эзотерическими терминами, хотя на самом деле они несут под собой вполне конкретные определения.
Дабы все поняли суть, мы остановимся на этом чуть подробнее.
Если говорить простым языком, фотогеничность – это особенность людей получаться на фотографии лучше, чем они выглядят в обычной жизни.
Фотогеничные люди могут удачно примерять на себя множество различных образов – им как бы «всё к лицу». Фотографу не требуется прикладывать особых усилий, для того чтобы фотогеничный человек вышел хорошо на снимке, такому человеку идёт множество ракурсов, он хорошо получается при самом разном характере освещения.
Бывают, конечно, и неудачные снимки, однако в подавляющем большинстве случаев, даже в спонтанных кадрах, фотогеничные люди будут выглядеть хорошо.
Такие люди словно обладают волшебным свойством привлекательно получаться на фотографиях.
У нефотогеничных людей ситуация прямо противоположная.
Для начала следует уяснить, что фотогеничность – это не синоним и не аналог красоты.
Человек в жизни может быть очень привлекательным, а на фотографиях всё время получаться как-то криво и невыразительно. В тоже время довольно часто можно наблюдать и обратный эффект: на фотографии мужчина или женщина получаются эффектными и привлекательными, однако в жизни они и не такие уж симпатичные.
Фотогеничность также не имеет никакого отношения к актёрской игре или так называемому «умению хорошо себя подать».
Под этим выражением подразумевается навык человека раскованно вести себя на фотосессии, оживленно и уверенно позировать, активно работать с эмоциями. Этот человек знает, как ему лучше встать, какую позу принять и как посмотреть в камеру, чтобы получиться на фотографии максимально выигрышно.
Этими навыками может обладать как фотогеничный, так и нефотогеничный человек.
В последнее время также бытует некое массовое заблуждение по поводу того, что человека можно сделать фотогеничным с помощью косметики, правильной одежды и каких-то фотографических приёмов.
Это полный бред!
Всё равно, что с помощью гуталина сделать из европейца африканца, и на полном серьёзе говорить о том, что человеку удалось сменить расу.
Каждый, кто фотографировал чистокровного фотогеничного и нефотогеничного человека знает, что один будет хорошо получаться на 7-8 фотографиях из 10, даже без постановки, а другой – всего на одной.
С помощью грамотно подобранной одежды, правильного света и удачного ракурса можно хорошо сфотографировать нефотогеничного или фотогеничного человека, но поменять само свойство нельзя.
Так откуда тогда берется фотогеничность и почему одних камера «любит», а других нет?
В самом определении этого слова фигурировала фраза «особенность человека», что само по себе подразумевает некую специфическую черту внешности или манеру движений, которые позволяют везунчику хорошо получаться на фотографии.
На самом деле феномен фотогеничности объясняется строением лица человека и в некотором роде особенностями его произвольной мимики.
И дело не в том, что у фотогеничных людей более красивое лицо – дело в том, что из-за особенностей его строения оно лучше переносится на двухмерную плоскость фотографии.
Анализ внешности показывает, что фотогеничными являются люди с выразительными и резкими чертами лица, острыми скулами, выдающимся подбородком, с симметричным (в разумных, конечно, пределах) лицом.
Фотогеничное лицо
Люди с плавными очертаниями и круглым овалом лица смотрятся на фотографии «по умолчанию» плохо.
Анти-фотогеничное лицо
Трудно точно сказать, почему именно такое лицо преображается на снимках – отчасти это связано с уникальным рисунком светотени, характерным для каждого лица. И этот рисунок может сделать лицо более объёмным и выразительным в двухмерной плоскости.
Не менее значительно на фотогеничность влияет и второй фактор – особенность произвольной мимики.
Фотография – это фиксация момента продолжительностью в долю секунды, и понятное дело, что, несмотря на внешнее сходство, происходящее в реальности сильно отличается от того, что мы видим на фотоснимке. В реальности мы всегда воспринимаем картинку более полно, в контексте с окружающими событиями и с тем, что было до текущего момента.
У нас постоянно меняется ракурс обзора; человек, на которого мы смотрим, находится в действии, в непрерывном движении и, в конце концов, нас окружает трёхмерное пространство.
Есть такое понятие «динамичность мимики», которое являются одной из главных её характеристик. Если у человека динамичная мимика, то на фотографии у него будет постоянно нарушаться симметрия лица, что в свою очередь приводит не к самым красивым физиономиям на снимке.
И наоборот, люди со спокойной мимикой фиксируются в моменте очень удачно.
Нельзя разбивать всех людей только на фотогеничных и нефотогеничных. Есть ещё некий переходный класс, не столь удачный для фотографии, но и не совсем потерянный.
Лично я условно разделяю модели на три типа, шутливо называя их «чистокровными фотогеничными», «чистокровными нефотогеничными» и «полукровками».
Небольшой прищур одного глаза исключает некоторые ракурсы для этой девушки, в том числе и этот
У последних может быть лицо, «заточенное» под фотокамеру, но при этом довольно динамичная мимика. Или некоторая асимметрия лица вроде небольшого прищура, оттопыренного уха и т.п.
Понять, фотогеничен человек или нет, не составляет особого труда – для этого нужно просто начать обращать внимания на детали.
Ещё больше о том, что такое фотогеничность и с чем её едят, вы сможете узнать из моей рассылки: http://manhattan-photo.ru/