В данной статье речь пойдёт о портрете на восходе солнце,…
Зимний пейзаж
В этой статье я постараюсь развеять некоторые мифы вокруг данного жанра и поделюсь с вами секретной технологией того, как именно можно передать невероятную красоту зимней природы на фотографии.
Жанр этот, прямо скажем, не для трусов и не для слабаков, ибо, даже несмотря на все ухищрения, нужно быть готовым как следует полазать по снегу, выбраться за город и выпить не один литр горячего чая на морозе, так что домоседам, африканцам и хронически простуженным просьба дальше не читать. J
Остальным – добро пожаловать в удивительный мир зимнего пейзажа, ведь не смотря на все неудобства съёмки в тёплых перчатках именно в это время можно получить невероятно красивые фотографии!
Зимой всё выглядит иначе, игра света на белом снегу создаёт просто восхитительную картинку, да и общий антураж зимы похож на красивую сказку.
Более того, зимний пейзаж является более редким и ценным произведением, нежели летний, так как зимой мало кто фотографирует в этом жанре что-то действительно стоящее.
Происходит это по двум причинам:
1) Большинство любителей не знают даже самых простых азов зимней съёмки и отмораживают себе все конечности ещё до того, как смогут сделать несколько путных кадров.
2) Остальные снимают по летним правилам и получают на своих фотографиях совсем не то, что хотели бы видеть.
Зимой совершенно иные правила игры, иная техника съёмки, иные методы поиска сюжета и проведения вылазок…
Так, например, если летом можно сфотографировать лес и получить красивую фотографию, то зимой лес представляет собой скопление чёрных стволов и сучков деревьев – при обычных условиях на нём акцент уже не сделаешь.
Летом можно сфотографировать зелёное поле и получить красивое фото, а зимой этот подход уже не прокатит, так как много открытого белого пространства сделает фото просто пустым.
И так далее.
Тот, кто в курсе как всё это работает, у того и козыри на руках, а соответственно безупречный результат просто неизбежен!
Я с десяти лет занимаюсь фотографией и, откровенно говоря, пейзажный фотограф из меня далеко не самый крутой. Если сказать точнее, раньше я практически вообще не занимался пейзажной фотографией т.к. в основном промышлял только портретной съёмкой всяческих разных направлений.
Однако все работы, что вы видели и увидите, принадлежат мне – они совсем свежие!
Такому резкому скачку и весьма неплохому уровню в данном жанре я обязан моей коллеге Софи Лебедевой, которая бесспорно является большим профессионалом в этой области и натаскивала меня на протяжении целого месяца.
Я беру на себя ответственность начать передавать вам те знания, которые приобрел сам, ибо если это смогло получится даже у меня, закоренелого портретолюба, то у вас уж точно получится без всяких проблем!
Главное – ничего не бояться.
Итак, поехали!
Для начала разрушим основной миф и поговорим о том, можно ли повредить фотокамеру, снимая в морозных условиях, ведь по инструкции ее нельзя эксплуатировать на отметке термометра ниже 0 градусов Цельсия.
Я скажу так:
Если бы на самом деле фотоаппарат боялся низких температур, то мы вообще не увидели бы красивых зимних пейзажей и уж тем более не увидели бы фотографий с севера, где температура очень часто держится за отметкой 40 градусов.
Суть в том, что самой электронике мороз на самом деле абсолютно по барабану, разве что на отметках ниже -25 у вас будут замерзать жидкие кристаллы в дисплее, и он будет медленно откликаться на ваши действия, но ничего в этом страшного нет, ибо он придёт в норму сразу после того, как фотокамера отогреется.
НО!
Гораздо большую опасность для техники несёт даже не сам мороз, а перепад температуры – когда вы с холодного и сухого уличного воздуха заносите камеру в тёплое помещение.
Вот тогда-то и наступает (пардон) самая задница!
При резких перепадах температуры на оптике, зеркале и даже на электронных схемах моментально обязуется конденсат. Конденсат – это маленькие капельки воды.Если конденсат образовался на внешней линзе объектива это ещё не беда, а вот если ему удастся пробраться на внутренние линзы и на электронику – это уже трагично.
Именно по этой причине неграмотное обращение с фототехникой в зимний период часто приводит к её поломке.
Уберечь фотокамеру от конденсата можно следующим образом:
Во-первых, когда выносите фотоаппарат из дома или заносите обратно, обязательно держите его в сумке или рюкзаке.
Таким образом, перепад температуры будет плавным и конденсата образуется меньше.
Когда с мороза заносите фотокамеру в тепло – постарайтесь не пользоваться ей ближайшие 1,5-2 часа.
Даже не доставайте её из рюкзака в этот отрезок времени!
Так ваш фотоаппарат сможет спокойно «отойти» от уличного мороза, мельчайшие капельки конденсата успеют просохнуть, и только после этого камера будет в полной безопасности.
Во-вторых, не вздумайте прятать фотокамеру на морозе под одежду – сами понимаете, что с ней там сделает горячий и влажный воздух. Не бойтесь за технику – пока она работает на морозе, с ней ничего не случится, а вот ваша чрезмерная сердобольность может навредить ей очень серьёзно!
В-третьих, будьте аккуратнее, когда во время фотосессии заходите в тепло (например, в кафе погреться), а потом снова идёте на мороз фотографировать. Пока вы в кафе, держите сумку фотокамеры закрытой и поближе к полу – там холоднее.
В-четвёртых, если вы случайно всё же внесли фотокамеру в помещение без сумки – не впадайте в панику и не вздумайте сушить её над плитой. Если такое произошло, то просто отсоедините объектив и протрите образовавшийся конденсат на линзах мягкой тканью. Зеркало фотокамеры, само собой, протирать запрещено. Потом извлеките аккумулятор и флеш-карту, оставьте отсеки открытыми и всё-таки положите фотокамеру в сумку (которую принесли с мороза). Подождите, пока она там согреется до комнатной температуры.
Таким образом, ваша фотокамра будет в полной безопасности.
А на морозе, как я уже говорил, с ней ничего не случится, чего правда нельзя сказать про аккумулятор и флеш-карту, установленную в фотоаппарате.
Аккумулятор – вещь очень чувствительная к низким температурам и уже при съёмке ниже -10 градусов он начинает быстро терять свою ёмкость.
Нет, ничего страшного в итоге с ним не случится, он просто будет очень быстро разряжаться.
Поэтому крайне желательно купить запасной (можно даже недорогой китайский) и обязательно при передвижениях держать оба аккумулятора в тёплом внутреннем кармане одежды.
Достал, пофотографировал, убрал назад.
В аккумуляторе конденсату особо негде образовываться, так что переживать за него не стоит.
Таким образом, ваша фотокамера не разрядится через первые 5 минут съёмки, и это хорошо!
Что касается флеш-карт, они просто могут «глючить» на холоде, поэтому тоже лучше держать их в тепле, особенно если вы в сильный мороз уже начали съёмку и затем с зеркалкой на шее планируете длительное передвижение.
Кроме этого на сильных морозах вы неизбежно столкнётесь с тем, что смазка в вашем объективе загустеет, и моторчик автофокуса будет с большим трудом крутить настроечное кольцо.
Как только заметите, что ему становится совсем уж тяжко и холодно – переключайте объектив в режим ручной фокусировки, чтобы чего доброго не испортить себе автофокус.
Ну и последний зимний совет я хочу дать вам на случай снежной погоды. Если на линзу
нападал снег, то даже не вздумайте протирать ее обычной тканью и уж тем более не вздумайте сдувать этот снег с неё – купите себе специальный карандаш и кисточку для чистки камеры и таскайте всё время с собой.
Никогда не знаешь, когда эта штука понадобится!
Вот, пожалуй, и все.
Следуя этим рекомендациям, вы можете снимать хоть каждый день на суровых русских морозах, и ничего с ваше техникой плохого не случится!
Можете рассказать об этом друзьям фотографам, им тоже будет полезно узнать.
Ну а мы тем временем перейдём от вопросов безопасности к теме куда более заманчивой и интересной – поговорим о том, как именно можно передать невероятную красоту зимней природы с помощью своей зеркальной фотокамеры?
Ведь просто сфотографировать то, что находится вокруг вас – это ещё не значит получить на выходе красивый пейзаж.
Наоборот, скорее всего это будет просто куча наваленных в границы кадра объектов и бледная невыразительная картинка.
Наверняка вы и сами не раз получали зимой подобные «средненькие» снимки, которые вроде бы качественно исполнены, но даже близко не передают той сказочной морозной атмосферы, которую хотелось бы отобразить в зимней пейзажной фотографии.
Существует 5-шаговая технология, которая позволяет эту проблему решить, и самая сладость в том, что секрет любого красивого зимнего пейзажа кроется именно в этих пяти действиях.
Что этоза шаги?
Зимой, как и в летнее время, существуют наиболее фотогеничные места, в которых у вас будет гораздо больше шансов сфотографировать что-то действительно красивое.
Научившись выискивать такие места в своём городе или неподалеку от него, вы автоматически будете выигрывать у большинства остальных фотолюбителей и даже профессионалов.
Умение находить красивые точки для пейзажного фотографа так же важно, как умение находить клёвые места для рыбака – от этого напрямую зависит, вернётся ли он домой с уловом, либо пьяный и с пустым мешком.
Зачастую это бывает не менее важным, чем выбор правильного места для съёмки, т.к. одни сюжеты лучше фотографировать ясным днём, точнее даже в дневные периоды наиболее мягкого солнца, какие-то сюжеты лучше снимать на рассвете или закате, а для каких-то и вовсе самое подходящее время ночь, когда в кадр можно добавить мерцающие звезды на тёмном небе или рассеянный свет от одинокого фонаря.
В пейзажной фотографии вы можете встретиться с самыми разнообразными условиями съёмки (сумерки, рассветы и закаты, яркий день, снег и пасмурная погода, испарения воды, туман, ночь и прочее)
Каждая из перечисленных ситуаций требует своего подхода. Так, например, сделав в одном и том же месте фотографию по направлению солнца и против него, можно получить совершенно разный результат, при этом настройки камеры тоже будут различны.
Зимой, как правило, лучше снимать пейзажи на полном ручном режиме «М», а для этого желательно хорошенько разобраться с тем, как вообще фотокамера видит свет, как работает экспозамер и как считывать гистограмму, ибо именно таким образом можно получить глубокую картинку без пересветов, нормальные цвета снега и неба, правильные лучи солнца в кадре и т.д.
- Сформировать грамотную пейзажную композицию, что означает выбрать наилучшую точку съёмки и определится с масштабом картинки, исключить всё лишнее из кадра, нащупать баланс, создать правильную перспективу, наполнить все три плана и т.д.
Пейзажная композиция сильно отличается от портретной или какой либо другой.
В одном и том же месте два фотографа на одинаковую технику могут сделать совершенно разные снимки, и в этом сразу обнаружится отличие хорошего фотографа от плохого.
В пейзаже нет актерской игры модели, реквизита и эффектной одежды – именно композиция здесь играет решающую роль, а посему с ней необходимо разобраться особенно тщательно.
- Суметь не испортить, а наоборот, улучшить снимок при помощи обработки в графических редакторах.
Я не зря говорю именно так, потому что сырой обработкой можно легко запоганить потенциально выдающийся пейзаж, в то время как без обработки его тоже нельзя оставлять ни в коем случае.
Вообще, необработанный пейзажный снимок – это как неотшлифованная заготовка или недоделанный торт без крема – на такое стыдно самому смотреть, не то, что уж кому-то показывать.
Прикиньте сами, ради красивых зимних пейзажей мы можем часами находиться на морозе, пробираться через непролазные сугробы, вставать до рассвета, ехать чёрт знает куда в поисках интересного места, но чего стоят эти усилия если потом за компьютером не довести отснятые фотографии до ума?
Вот так, достаточно лишь освоить каждый из пяти перечисленных шагов, и в вашей коллекции появится множество удивительно красивых зимних пейзажей, которые не будут отдавать любительщиной, а будут действительно достойны высоких оценок и всеобщего восхищения!
А ещё больше советов, о том как делать превосходные зимние пейзажи вы сможете узнать из моей рассылки: http://manhattan-photo.ru/