Правильная композиция цвета в фотографии часто бывает не менее важна,…
Принципы композиции
Композиция в фотографии – это положение и сочетание объектов в пределах кадра, с помощью которого мы оказываем определённое воздействие на зрителя и можем успешно реализовать свою творческую идею, правильно передавая зрителю как её поверхностный, так и глубинный смысл, и как следствие, максимально долго удержать его внимание на снимке.
В данной статье я хочу раскрыть вам три важных принципа в изучении композиции, поняв которые вам будет гораздо легче идти вперёд.
Первый принцип.
Композиция – это не что-то абстрактное.
В фотографии и в изобразительном искусстве есть точные законы компоновки изображения, которые позволяют вам создать привлекательную, динамичную и притягивающую взгляды картинку. Этим законам можно либо точно следовать, либо сознательно их нарушать.
Искусство построения снимка (композиция) – это процесс, который подразумевает точную технологию, иначе этому просто нельзя было бы научить.
Когда говорят о композиции, к этому часто привязывают чувство вкуса, которое в той или иной мере присутствует у фотографа. Вам важно понимать, что стоит на первом месте, а что на втором.
Дело в том, что ваше врождённое или выработанное в процессе жизни чувство вкуса лишь помогает правильно выстраивать композицию снимка, так как чувство меры и тонкость восприятия человека, несомненно, важны в любом творчестве.
Хорошее чувство вкуса будет «усиливать» ваши фотографии, в основе которых будут заложены знания и глубокое понимание законов композиции.
Вы должны хорошо это понимать.
Если у вас сильно развито чувство вкуса – вам будет проще. Ваши работы уже на самом раннем этапе будут выигрывать на фоне остальных.
Более развитое чувство вкуса обычно присуще людям, которые эмоционально (в положительном смысле) воспринимают окружающий мир, часто находятся в состоянии вдохновения и тяготеют хотя бы к какому-то виду творчества (музыка, живопись, дизайн, кино, фотография).
Когда я говорю «тяготеют к тому или иному виду искусства» я не имею в виду просто занятие этим делом. Все мы с вами фотографируем, смотрим кино, слушаем музыку, подбираем себе одежду и, так или иначе, занимаемся дизайном своей квартиры.
Здесь я подразумеваю чистое вдохновение и искреннее стремление к тому или иному занятию.
Наличие таких признаков не являются железными доказательствами развитого вкуса, однако в большинстве случаев бывает именно так. Чем больше человек близок к тому или иному виду искусства, тем сильнее развито у него чувство вкуса, как в конкретном направлении (музыка, фотография), так и в других областях жизни.
Если чувство вкуса у вас на нуле, это не так уж и страшно. Вы определённо сможете следовать конкретным законам композиции, когда они станут вам известны, однако с сознательным нарушением этих законов и глубоким понимании связки «идея – композиция – результат» будет сложнее.
Возможно, вы не будете схватывать всю информацию «на лету», и ваши навыки в построении снимка будут развиваться дольше.
Это не страшно.
Если у вас есть желание и стремление заниматься фотографией (именно с точки зрения творчества), то чувство вкуса со временем разовьется само по себе.
Всё это я могу утверждать, опираясь на свой немалый преподавательский опыт и на опыт работы с большим количеством людей.
Второй принцип.
Искусное построение снимка (композиция) – это, прежде всего, навык, а не знание каких-то законов и постулатов.
Суть в том, что зачастую интересные и выразительные идеи для постановочной фотографии в голове у фотографа рождаются прежде, чем они будут реализованы в жизнь.
В самом процессе съёмки, опять же, глядя в видоискатель, фотограф выбирает такое положение камеры, при котором, на его взгляд, будет идеальная компоновка кадра. Он выбирает, что ему оставить, а что убрать с заднего плана, какие элементы включить в снимок, какой ракурс взять, куда направить взгляд модели и т.д.
Хоть это и сложно звучит в теории, для опытного фотографа на деле всё происходит достаточно легко. Он просто выбирает такую компоновку кадра, которая, как ему кажется, будет «лучше смотреться и подчёркивать его идею».
И всё.
А уже в само это понятие «лучше смотреться» входят все ЗНАНИЯ и ОПЫТ, которым он обладает.
После проведения фотосессии фотограф может кадрировать изображение, применить дополнительную обработку и завершить свою работу.
После этого он может сколько угодно «умничать», показывать как на примере той или иной фотографии работают законы композиции и т.д. Но на самом деле, в процессе съёмки он над этим особо и не задумывался – у него просто был собственный критерий «будет лучше смотреться и подчёркивать идею», который в корне отличается от подобного критерия новичка.
Заметьте, что рождение интересных идей, схем расположения объектов в процессе съёмки, выбор нужного ракурса и границ кадра это именно навык тела, а не набор знаний.
Фотограф не вспоминает каждый раз часами:
«А что я там читал в книге N на странице 85 про положение плеч модели для создания такого-то эффекта?»
Фотограф просто смотрит на свою идею и реализует её наилучшим образом, потому что когда-то он уже превратил эти знания в навык.
Знания стали частью этого человека.
Так что запомните:
Композиция – это не просто знание законов и правил. Это навык тела и привычка ума!
После прочтения книг по композиции ваши фотографии не станут лучше в 10 раз – это произойдёт лишь по мере того, как вы будете перегонять полученные знания в навык.
С каждой фотосессий у вас будет получаться всё лучше и лучше отбирать только нужное в пределах конкретного кадра, подбирать нужный план, находить равновесие, сочетать цвета и т.д.
Только связка «обучение – практика – анализ – обучение – практика» сможет быстро двигать вас вперёд и улучшать ваши результаты.
С каждой фотосессий, с каждым анализом своих работ, и с каждым повтором пройденного материала ваша планка «так лучше смотрится» будет расти.
Вы сами этого можете не заметить, однако, когда вы сравните свои фотографии, которые будут у вас через год, с теми, которые у вас есть сейчас, вы поймёте, насколько выросло ваше мастерство!
Третий принцип.
Вы уже узнали точное определение композиции. А из каких элементов строится снимок?
- Снимок строится из объектов и линий (это все предметы: люди, улицы, дома и т.д.)
- Снимок строится из разных цветов и их сочетаний.
- Снимок так же строится из отдельных световых пятен и общего светотеневого рисунка.
К этим трём элементам, из которых складывается композиция, применяются все законы, техники и приёмы, которые только придумала наука о построении кадра.
Еще больше полезного о композиции, вы сможете узнать из моей рассылки: http://manhattan-photo.ru/