Какие ошибки можно допустить в формировании масштаба? Первая и самая…
Как ловить удачные кадры?
С этим есть проблема у многих фотографов, потому что, даже как следует разобравшись с настройками фотокамеры и понимая, что и как нужно крутить, чтобы добиться хорошего технического качества снимка, при попытке сделать быстрый «стоп-кадр» они всё равно продолжают ставить камеру в режим «автомат», потому как попросту не успевают сообразить с более сложными вариантами. Отсюда быстрые снимки получаются очень сомнительного качества, хотя зачастую в фотографии как раз и нужно уметь ловить в ту самую удачную секунду, которая подарит нам живой и необычный снимок.
В данной статье я постараюсь помочь вам освоить технику «быстрых стоп-кадров», чтобы вы научились ловко подсекать удачные моменты, получая при этом фотографию приличного качества!
И начнем мы с развеивания мифа о том, что удачные кадры получаются абсолютно спонтанно – шёл по улице, увидел удачный момент, успел сфотографировать!
На самом деле такое бывает крайне редко.
Все эмоциональные фотографии, или так называемые удачные стоп-кадры, которые мы где бы то ни было видим, можно разделить на три категории:
Стоп кадр во время постановки – примерно 60% из них
Репортажный стоп кадр – ещё плюс/минус 35%
И ещё 5% – это совершенно случайный стоп-кадр, так называемый «случайный снимок очевидца».
Суть в том, что в первых двух случаях фотограф уже готов нажать на кнопку, чтобы поймать удачный момент, у него УЖЕ настроена фотокамера правильным образом, и он УЖЕ примерно видит, что находится вокруг него и каким образом можно сделать кадр наилучшим образом.
Эту простую истину многие фотолюбители не совсем понимают, оттого продолжают гадать, каким же образом некоторым фотографам удается ловить настолько клёвые кадры.
Давайте я поясню этот момент и разберу боле подробно, что означает каждый из перечисленных пунктов.
Стоп-кадры во время постановки.
Здесь у нас самый большой процент «удачно пойманных моментов», которые мы можем где бы то ни было встретить и сделать сами.
Снимая постановку, фотографы очень часто упираются именно в тот сюжет, который они хотят сфотографировать, при этом даже не задумываясь уйти в сторону и сделать небольшой репортаж с места событий.
А это идеальный момент для удачных кадров, потому что твоя фотокамера уже настроена, как нужно под окружающий свет, ты сам уже хорошо знаешь местность и без проблем сможешь выстроить вполне гармоничную композицию. Так почему бы этим не воспользоваться!
Как превратить постановку в репортаж и получить классные стоп-кадры?
Да очень просто!
Во-первых, можно просто расслабиться и покривляться вместе с моделью, пошутить и поугарать, просто пострадать фигнёй, не забывая при этом фотографировать в процессе!
Во-вторых, можно ловить интересные моменты за долю секунды до или после того, как ожидает от вас модель.
Например, вы говорите:
«Ага, попробуй другую позу»
«Нет, никакого фотосета сегодня не получится…»
И как бы чуть опускаете камеру.
В этот момент, допустим, девушка от удивления сильно поменяется в лице, и в эту самую секунду вы неожиданно делаете серию снимков!
Или, наоборот, в перерывах между разными позами вы вдруг вместе начали над чем-то смеяться и именно в этот момент вы фотографируете!
Вы можете вообще всё остальное время снимать просто для виду, а сами тем временем только и охотитесь за живыми и интересными стоп-кадрами.
И они у вас будут получаться всегда в отличном качестве, ибо в процессе съемки у вас уже всё настроено.
В-третьих, вы можете поснимать сам процесс съемки, что происходит вокруг (если с вами ещё кто-то есть), или что происходит за кадром.
Не всегда удачные стоп-кадры связаны только с людьми, возможно, вы вышли поснимать свою собаку и реализовать какую-то интересную постановку.
В перерыве между кадрами вы можете ЗАБИТЬ БОЛЬШОЙ БОЛТ на свою первоначальную идею и просто от души поиграть со своим псом, делая при этом (хоть одной рукой) серию снимков.
Потом вы обязательно выберете оттуда два-три просто шикарных стоп-кадра!
Кстати, насчёт режима серийной съемки…
Многие вообще забывают, что у них в фотоаппарате присутствует такой режим, в то время как очень часто именно с его помощью можно получить весьма яркие и эффектные фотографии, просто снимая пулеметной очередью в процессе движения.
Например, этот снимок, что сейчас перед вами, был сделан как раз в режиме серии. Девушка просто крутилась, а фотокамера делала свое дело. И это тоже один из способов превращения скучной постановки в живой репортаж.
Таким образом, никаких особых технических выкрутасов, для того чтобы ловить удачные кадры в процессе постановочной съёмки, вам просто не понадобится!
А теперь, что касается репортажа.
Если вы хотите поснимать редкие стоп-кадры именно в этом жанре, то, опять же, не нужно успевать крутить 100/500 настроек фотокамеры в тот момент, когда вы уже увидели какой-то сюжет. Всё это делается заранее.
Если вы снимаете репортаж – значит, вам нужно изначально прийти в потенциально интересное место. На какой-то праздник, концерт или залезть с телевиком на вершину горы, устроив засаду и высматривая оттуда белых медведей.
Как бы то ни было, во всех этих случаях, сразу после прихода на место вам нужно привести свою фотокамеру в боевую готовность, отладив все настройки под погодные условия или соответствующее искусственное освещение, к примеру, если вы снимаете на концерте.
Не в тот момент, когда вокалист уже дерёт глотку и началась давка, а в тот момент, пока всё тихо и вы можете спокойно сообразить, что к чему.
Вам нужно заранее учесть, насколько быстро могут двигаться те объекты, которые вы собираетесь фотографировать, и поставить выдержку, к примеру, 1/500 секунды, или накрутить вспышку, заранее определив, как и от чего можно отразить ее импульс.
Поставьте настройки таким образом, чтобы у вас уже получались чёткие и качественные снимки, определите один параметр, который вы будете крутить при смене ракурса и угла съёмки (допустим, это колесо диафрагмы или выдержка), чтобы при изменении условий света вам не перебирать все подряд.
Заранее посмотрите на объективы, которые у вас есть, и на те места, откуда потенциально можно сделать удачный снимок широкоугольным объективом, взяв всю атмосферу события в кадр, а откуда можно удачно выхватить момент (например, со сцены). Так вы будете знать, как перемещаться, и где какое оборудование использовать.
И уже затем можете смело начинать охоту за эффектными стоп-кадрами, делая красивый репортаж с места событий.
В этом и заключается весь секрет – вы оцениваете местность и приводите свою фотокамеру в режим боевой готовности (в соответствии с условиями света) ещё до того, как начинаете съёмку, а затем лишь корректируете настройки в плюс или минус, перемещаясь при этом по разным точкам и используя разные объективы.
Таким образом, вы всегда будете получать в разы больше качественных стоп-кадров, нежели те фотолюбители, которые очухиваются в самый последний момент, начинают судорожно крутить настройки, менять ракурсы, объективы и в итоге так ни черта хорошего и не получают.
Теперь вы всегда в преимуществе!
Ну, и осталась последняя разновидность удачных стоп-кадров, которые являются совершенно случайными и, как правило, получаются ужасного качества.
Так называемый снимок очевидца.
Конечно, в таких фотографиях гораздо важнее содержание, чем исполнение, но что мешает нам поправить эту проблему и сделать не просто интересно, но еще и качественно?
Давайте подумаем, когда вообще получаются такие фотографии?
- В походах и путешествиях
- На прогулке с фотокамерой в руках
Иными словами, в те моменты, когда мы не знаем местности, не знаем условий и в принципе не ожидаем того, что может сейчас произойти. А когда мы чего-то не ожидаем, нашей реакцией будет либо хаос, либо то, что первым придет в голову.
Поэтому, чтобы поправить ситуацию вам нужно сделать две вещи:
Во-первых, быть начеку и, по возможности, всё-таки представить, какие сюжеты вас примерно ждут.
Во-вторых, вам нужно заранее себе установить наиболее правильное стихийное действие – то самое, которое обычно первым приходит в голову, когда мы видим классный сюжет и быстро тянемся за фотокамерой. В большинстве случаев это автоматический режим, который ни к чему хорошему не приводит.
Что ж, теперь чуть подробнее.
Как бы это ни звучало странно, но вся фишка успешной подсечки совершенно спонтанных кадров тоже заключается в предварительной подготовке. Да, когда вы идёте на прогулку или в поход, вы не знаете, что вас ожидает, но вы видите какая сейчас погода, какая интенсивность света, в том месте, где вы находитесь. От этого и отталкивайтесь.
Вышли из дома, сразу выставили приемлемые настройки ISO, установили режим съёмки и, не выключая камеру (если у вас зеркалка), оставили её на шее в режиме ожидания.
Зашли в тёмное помещение, сразу поменяли настройки, ещё до того, как увидели что-то интересное.
Таким образом, вы будете всегда на шаг впереди!
Второе, что вам необходимо сделать, это определить для себя стихийное действие, если вдруг вы увидите какой-то интересный сюжет. Чтобы в нужный момент не крутить всё подряд. К примеру, вы изначально поставили камеру на режим «Av» и знаете, что, когда что-то случится, будете рулить только диафрагмой, чтобы скорректировать экспозицию и быстро выхватить удачный кадр.
Либо вы заранее выставили программный режим (P) и в случае чего, если будет мало света, просто поднимете или понизите значение ISO.
Программный режим всяко лучше автомата, потому что, регулируя светочувствительность вручную, вы избежите возможности шумных и блёклых фотографий, да и вспышка автоматически тоже не выскочит в самый неподходящий для того момент. И в то же время программный режим полностью сам подбирает остальные настройки, позволяя вам, в случае чего, очень быстро сделать более или менее приличный снимок.
Этот вариант больше для новичков, но всё же.
Или, к примеру, на улице уже достаточно темно, а вы хотите без штатива поснимать фотографии с участием людей, не используя при этом вспышку.
Выйдя из дома, вы переводите зеркалку в полностью ручной режим, выставляете пиковое возможное значение выдержки 1/40 или 1/30 секунды в зависимости от того, насколько сильно у вас трясутся руки при съёмке.
И дальше вы знаете, что будете рулить только диафрагмой и светочувствительностью, находя более или менее освещенные места, то и дело жертвуя одним параметром в пользу другого.
Если вы будете действовать таким образом, то ваши спонтанные снимки станут гораздо качественнее, а главное уместнее, потому что вы всегда будете готовы подсечь самый пикантный момент.
Еще больше о том, как делать спонтанные снимки, вы сможете узнать из моей рассылки: http://manhattan-photo.ru/