Сюда относится многослойная ретушь фотографий, преимущественно в программе Photoshop. «Сложной»…

Цифровая ретушь.
Фотографируй хорошо – обрабатывай правильно…
Цифровая ретушь – это очень мощный инструмент в современном фотоискусстве.
Для чего мы вообще обрабатываем фотографию?
Ответ может быть только один – сделать её лучше. Это может проявляться по-разному: мы можем лишь слегка «подтянуть» качество фотографии за счёт устранения «шумов», исправления искажений объектива и корректировки баланса белого, а можем взяться за работу «по полной» и просидеть несколько часов за сложной корректировкой цветов и интенсивности освещения, за добавлением специальных эффектов.
Мы также можем лишь слегка затронуть содержимое фотографии – убрать всё лишнее из кадра, подобрать нужный формат, а можем изменить снимок до неузнаваемости путём создания сложного коллажа.
Обработка может быть разной, но она совершенно точно определяется одним коротким и банальным правилом: «Не испортить фотографию!»
Иными словами, любая хорошая обработка имеет определённые границы: фотографию нельзя улучшать до бесконечности, а плохое владение графическим редактором может попросту привести автора к стыду и позору.
На свете существует более 6 миллиардов людей, и так уж мы устроены, что каждый из нас имеет собственную точку зрения на те или иные вещи.
Фотография и её обработка – тому не исключение.
Выкладывая фотографии в сеть, вы можете заявить о себе, о своём творчестве, навыках и талантах на весь мир. У вас есть возможность получить конструктивную критику от опытных фотографов, увидеть, над чем вам стоит ещё поработать, а где вы уже достигли определённого мастерства. Вы можете получить хорошую дозу похвалы и даже обзавестись поклонниками вашего творчества…
Но!
Наряду со всем этим вы также обязательно получите множество противоречивых замечаний и высказываний по поводу того, как вы фотографируете и как ведёте обработку.
Наверное, для вас не секрет, что в современной фотографии появилось много ярых противников Photoshop и других графических редакторов.
Одни говорят, мол, фотограф должен делать всё в процессе съёмки, иначе он – просто лузер.
Другие говорят, что нужно обязательно вести минимальную обработку (коррекция ББ, кадрирование, правка цветов), а всю более сложную ретушь нужно оставить для «фотошоперов», ибо фотограф только фотографирует.
Третьи утверждают, что за счёт обработки фотограф передаёт своё видение мира, что обработка – это такая же часть всего процесса фотографии и одно неотделимо от другого.
Четвёртые настаивают на том, что есть фотохудожники (в плане обработки), а есть фотографы, и если ты открываешь графический редактор, то будь добр отнести себя к кому-то из них и не заявляй о себе как о фотографе, если на твоих снимках присутствует сложная обработка.
Пятые доказывают, что обработкой могут заниматься только профессионалы, а рядовые фотолюбители должны мучить себя, но учиться снимать исключительно без обработки.
И нет конца всем этим бессмысленным спорам и рассуждениям…
В таком хаосе начинающему фотографу бывает очень сложно понять, что происходит на самом деле, и он невольно начинает принимать чью-то точку зрения на этот счёт, хотя она может быть очень далека от истины.
Дело в том, что в современной фотографии и цифровой ретуши всё-таки есть общепринятые стандарты, тенденции и нормы. Есть приемлемая и неприемлемая обработки, есть чёткие понятия «хорошо» и «плохо», а также есть отчётливые границы между фотографами и теми людьми, которые профессионально занимаются ретушью.
Вы должны быть полностью уверены в том, что вы делаете, ибо такая уверенность просто жизненно необходима для того, чтобы вы могли обрести полную независимость от чужих мнений и глупой критики со стороны.
Плюс, вы сами не должны косячить в обработке и понимать, какая ретушь в тех или иных фотографиях будет приемлема, а какая – нет.
Еще больше полезного о том как правильно обрабатывать фотографии, вы сможете узнать из моей рассылки: http://manhattan-photo.ru/