Ночью можно фотографировать не только в городе! Например, звёзды –…
Портрет на закате солнца
Особенности условий съёмки на закате таковы, что солнечный свет даёт характерный именно закату огненный, желтовато-красный оттенок, солнце находится под малым углом по отношению к земле и интенсивность его свечения постоянно снижается, что позволяет нам выполнять с камерой некоторые интересные манёвры.
Закат, по сравнению с утром – время гораздо более популярное, и это неудивительно, потому что свет солнца в вечернее время настолько же интересен, что и с утра, а вот вставать в самую рань уже никто не обязывает. Взял фотокамеру и пошёл на прогулку.
Однако я всё же призываю Вас выбирать время для съёмки, отталкиваясь не от сладкого голоса собственной лени, а исходя из здравого смысла и предполагаемой идеи.
Также не стоит забывать и о том, что на закате в городе раз в 10 больше людей, машин и прочих помех для съёмки, посему задача сделать качественный портрет в каком-нибудь популярном месте сильно усложняется.
Иными словами, утро есть утро – вечер есть вечер!
Утренний свет задаёт особенное настроение портретным снимкам из-за неповторимого характера освещения. В это время идеально делать жизнерадостные портреты, женские портреты в светлом ключе и как ни странно, портреты, наводящие на глубокие размышления. Утренний свет всегда узнаваем, и, несмотря на то, что положение солнца схоже с закатом, оттенок света всё равно другой, и это придаёт фотографиям совершенно другое настроение.
Вечернее солнце больше подходит для романтичных и страстных фотографий, огненные оттенки света дают хороший всплеск эмоциям и чувствам. Также хорошо на закат ложатся лирические сцены, драма и просто силуэтные фото, ибо уставшее вечернее солнце позволяет их выполнять с лёгкостью.
Мы будем говорить о том отрезке времени, когда солнце уже начинает подкрадываться к горизонту, и свет меняет свой оттенок. Этот период может длиться от 15 минут до 2-х часов в зависимости от времени года и континента, поэтому конкретное время я назвать не могу – смотрите сами!
Зато я могу назвать вполне конкретное оборудование, которое Вам понадобится для исполнения красивых фотографий на багровом закате солнца…
1. Фотокамера – достаточно той, которая у Вас есть, ничего сверхъестественного от неё не требуется. Единственный момент: чем выше класс Вашей фотокамеры (любительский, полупрофессиональный, профессиональный), тем выше будет динамический диапазон Вашей матрицы, что в свою очередь очень сильно влияет на глубину цвета и насыщенность итоговой картинки.
2. Объектив – с ним дела обстоят сложнее. В портретах на закате мы часто используем ракурс «против солнца», так как это позволяет получить красивый свет в кадре, однако вместе с этим данный приём сталкивает нас с проблемой бликов и солнечных зайчиков на снимке, которые обязательно подарит нам дешёвый объектив. И суть даже не в том, какое значение светосилы написано на объективе, а в том, какие стёкла использовались для его изготовления.
Логика обычно проста – чем больше стоит объектив, тем лучше стёкла и меньше бликов! Поэтому почти все фотографии, приведённые в данной статье, я снимал на довольно древнюю и дешёвую фотокамеру Canon 20D и дорогой объектив Canonf/1.2.
3. Независимо от объектива я также настоятельно рекомендую Вам использовать бленду – насадку на объектив, которая служит в качестве солнцезащитного козырька для передней линзы.
4. Четвертый атрибут портретов на закате солнца – это отражатель, который пригодится Вам для выравнивания светотеневого рисунка, ну и сюда же я припишу помощника, который будет этот отражатель держать.
Внешняя и встроенная вспышки Вам не понадобятся точно, ибо эти подруги испортят естественность фотографий, штатив тоже брать необязательно, поскольку света до заката солнца
всегда достаточно.
По снаряжению это всё – можно браться за дело!
На закате можно отправиться в самые разные места для съёмки красивых портретов – я выбрал деревенское поле, и на его примере продемонстрирую Вам возможные варианты настроек фотокамеры и поворотов к источнику света.
Прибыв на место, как обычно, мы начинаем с проверки формата RAW + JPEG, врубаем режим Av, так как фотографируем обычные портрет, затем опускаем ISOдо минимального значения, открываем диафрагму практически на максимум (не добирая один шаг) и смотрим на показатели камеры.
Если выдержка достаточно короткая – 1/200, 1/800, 1/4000 и короче, значит можно смело оставлять значение ISO на этом уровне. Если у Вас хороший объектив, то света от заходящего солнца будет достаточно, чтобы снимать на ISO 100-200 единиц, как Вы и можете наблюдать в данном случае.
Первый вариант освещения, который я хотел бы разобрать, я называю солнце в кадре.
Объектив: 50 мм Canonf/1.2
Режим: Av
ISO: 100
Диафрагма: f/1.6
Выдержка: 1/2000сек.
Экспокоррекция: -0.7
Как видите, источник света (в нашем случае солнце) на этой фотографии красиво заходит в угол кадра, по отношению к модели оно расположено примерно на 120 градусов. Оно не располагается за моделью и не выбеливает пятно по центру кадра – свет заходит от угла и по диагонали, что, как Вы можете заметить, выглядит весьма эстетично. Обратите внимание, как солнце подсвечивает платье и воздушные шарики, развевающиеся волосы на ветру, насколько красиво выглядят колосья при таком освещении…
Для того чтобы поймать такой ракурс, потребовалось изрядно побегать и поэкспериментировать с высотой точки съёмки, но, как видите, оно того стоило!
С противоположной стороны модели стоял мой помощник с отражателем и подсвечивал лицо – иначе оно просто провалилось бы в темноту.
Диафрагма фотокамеры здесь выставлена на 1.6 – этого достаточно для данного объектива, чтобы сделать чётким весь силуэт модели и при этом эффектно размыть задний план.
Экспокоррекция – 0.7 была подобрана прямо в процессе экспериментов – всё-таки свет бил прямо в камеру, и его нужно было немножко приглушить. Такие вещи становятся понятными после того, как сделал несколько снимков и на дисплее фотокамеры посмотрел результат. Скорректировал настройки – попробовал ещё! И так далее.
Таким вот нехитрым способом получился такой красивый результат!
Следующий возможный вариант расстановки света – солнце из кадра.
Для этого нужно далеко убрать солнце из кадра, но подобрать такой угол, чтобы силуэт модели оставался подсвечен. Как на этом примере:
Фотоаппарат: Canon EOS 20D
Объектив: Tamron 28-75mm f/2.8
Режим: Av
ISO: 100
Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/3200сек.
Экспокоррекция: -0.3
В данном случае отражатель уже не использовался, так как это полусилуэтное фото. Объектив стоит уже с фокусным расстоянием 28-70, это нужно было для того, чтобы взять в кадр больше пространства. Диафрагма 3.2 помогает лучше прорисовывать колосья, ибо размывшись в темноте, они получатся не очень аккуратно.
В итоге Вы можете видеть, что, просто поменяв угол съёмки по отношению к солнцу, мы получаем совершенно иной световой эффект, который тоже довольно неплохо смотрится!
Третий вариант возможного освещения – боковой свет.
Фотоаппарат: Canon EOS 20D
Объектив: 50 мм Canon f/1.2
Режим: Av
ISO: 100
Диафрагма: f/1.4
Выдержка: 1/8000сек.
Экспокоррекция: 0
Солнце уже не в кадре, но неподалёку от его границы, свет идет, как бы сбоку из кадра и посмотрите, как он интересно заливает желтоватые колоски на этом поле, и как красиво подсвечены воздушные шарики с лентой….
Модель стоит лицом к солнцу, но, несмотря на это, позади неё всё равно был мой помощник с отражателем, дабы сгладить слишком резкий переход света и тени. Он стоял достаточно далеко и отражённый свет лишь едва касался спины этой девушки – поэтому все смотрится достаточно естественно, как будто, так и должно быть.
Кстати, я обращаю Ваше внимание на то, что при ростовых портретах нужны ростовые отражатели – обычный кружок годится только для портретов по пояс.
Таким образом, низкорасположенный источник света и свет сбоку кадра позволили получить достаточно красивую фотографию.
Давайте рассмотрим 4-й возможный вариант – когда солнце светит уже совсем слабо, оно достаточно близко подобралось к горизонту, и мы можем брать его в кадр целиком, не боясь при этом пересветов и прочих неприятностей. В этот момент мы можем запечатлеть непосредственно сам заход солнца!
Солнце у горизонта
Фотоаппарат: CanonEOS 20D
Объектив: 50 мм Canonf/1.2
Режим: Av; ISO: 100;
Диафрагма: f/1.8;
Выдержка: 1/2000сек.
Реализацию сказанного Вы видите прямо на фотографии выше: последние лучи в сочетании с изящным взмахом девушки, словно последний танец страсти, по окончании которого в округе воцарится холодная тишина, и длинная ночь неизбежно поглотит эти земли…
На этом снимке модель с моей стороны тоже слегка подсвечивалась отражателем, параметры съёмки, я думаю, Вам уже понятны, стоит лишь указать на один интересный факт – это фото было сделано в режиме серийной съёмки, так как поймать изящный взмах каким-то другим образом довольно проблематично.
Девушка просто крутилась, взмахивая лентой, а мой фотоаппарат отстреливал по несколько кадров в секунду.… Потом я просто выбрал наиболее удачный снимок, и результат этих действий сейчас находится перед вами.
И последний вариант размещения света, который я хотел бы разобрать в данной статье – это контурный свет и на 100% силуэтная фотография. На 100% силуэтная означает, что здесь мы не видим лица портретируемой – лишь общий силуэт.
Фотоаппарат: CanonEOS 60D
Объектив: Tamron 28-75mmf/2.8
Режим: Av
ISO: 400
Диафрагма: f/4
Выдержка: 1/1250сек.
Экспокоррекция: -3
Как Вы видите, для достижения такого эффекта мы расположили заходящее солнце чуть сбоку от модели и сфокусировались по ярко подсвеченному контуру одежды, таким образом, сама модель ушла в тень, а фон получился ярким и размытым. Естественно, никакими отражателями мы в этом случае уже не пользуемся.
Экспокоррекция выставлена на значение аж 3 единицы, и это тоже сделано для того, чтобы ещё больше затемнить модель, не переходя при этом на полностью ручной режим съёмки.
Если Вы достаточно внимательны, то наверняка заметили, что эта фотография делалась уже на другую фотокамеру, на Canon 60D – это не потому, что та не подходит, а потому, что снимок был сделан в другой день и совсем в другом месте. ISOздесь установлено 400 просто потому, что я не уследил, и забыл переключить его с другой фотографии… Благо результат от этого сильно не пострадал.
И естественно, эта фотография, как и все остальные, затем обрабатывалась в программе Lightroom.
Еще больше полезного о том как снимать портреты, вы сможете узнать из моей рассылки: http://manhattan-photo.ru/