Платные фотосессии. Как проводить?

Платные фотосессии. Как проводить?

От звонка клиента – до выдачи снимков на руки

Без имени-3

В этой статье я постараюсь по максимуму разобрать все нюансы работы с заказчиками – начиная с первого контакта и заканчивая передачей на руки готовых фотографий.

Итак, Вы выставили свое предложение, и к Вам обратилось несколько человек.

Какие моменты лучше обсудить заранее, чтобы потом было максимально просто работать?

Во-первых, выясните, какую именно фотосессию хочет клиент. Творческую и креативную (с использованием всяких реквизитов, интересных нарядов, причёсок) или обычную, например семейную, для портфолио (если он писатель, музыкант, танцор)?

То есть Вам необходимо сразу понять, насколько сложной будет реализация его заказа и нужна ли предварительная встреча.

Если человек хочет творческую фотосессию, то встречаться нужно обязательно, ибо по телефону и по почте обсуждать детали образа, прически, макияжа, одежды или реквизита будет достаточно проблематично. К тому же, перед творческой фотосессией очень важно познакомиться с человеком лично, понять, как он себя ведёт, насколько он артистичен, какая у него внешность и подойдёт ли вообще тот образ, который он хочет под его типаж.

Это важно, потому что люди, не разбирающиеся в фотографии так же хорошо как Вы, не всегда понимают, насколько тот или иной наряд будет хорошо смотреться в кадре. Вы как специалист  сможете сделать это гораздо лучше при живом общении с клиентом. Назначьте встречу в недорогом кафе или в парке, как Вам будет удобнее, и обсудите все детали.

А если же человек хочет обычную фотосессию (к примеру, ему нужны красивые фотки на сайт или страницу в контакте), то можно обговорить всё по телефону или в переписке.

Самый простой способ понять, что именно человек хочет – попросить его прислать Вам несколько фотографий с образом, который он хотел бы на себя примерить.Без имени-4

VV7V0883-2VV7V8744-EditVV7V0968

Люди всегда вдохновляются фотографиями, которые где-то увидели. Прислав Вам их, клиенту  намного проще будет точно выразить  свое желание.

Когда это выяснено, то можете договариваться о дате и времени проведения съёмки.

К примеру, Вы берете 2000р. за фотосессию длительностью 1 час, отдаёте заказчику 100 фотографий с пакетной обработкой (обычная цветокоррекция в Lightroom) и 5 или 10 с художественной обработкой, в зависимости от того, какие Вы делаете условия.

На этом стоит остановиться чуть более подробно.

Составляя своё коммерческое предложение и договариваясь с клиентом, Вы должны точно определить, сколько стоит Ваша работа, и какое количество фотографий заказчик получает на выходе.

Без имени-8

В среднем за час в студии можно отщёлкать 200-250 снимков, из которых впоследствии удастся отобрать 100-120 наиболее удачных. Их желательно прогнать через Lightroom или другой конвертер, выполнив обычную пакетную цветокоррекцию.

Некоторые предпочитают не заморачиваться и отдают основную массу снимков вообще без обработки, выполняя лишь художественную ретушь 5 или 10 лучших.

Разумеется, Вам как фотографу, или профессиональным моделям, которые понимают толк в фотографии, достаточно было бы и трёх фотографий, однако у обычных людей потребности немного другие. Им нужна целая пачка снимков, и раз уж Вы эту пачку им отдаёте, то пусть она будет достойного уровня.  Иначе Вас не будут рекомендовать друзьям, и с клиентами у Вас будет тяжко.

Конечно, не стоит сходить сума и пыхтеть над обработкой всей сотни, однако пакетную конвертацию с минимальной цветокоррекцией выполнить нужно – благо это не занимает очень много времени.

Что касается художественной обработки, тут можете сами определить лимит.  Обычно это 5, 7 или 10 снимков. Больше делать не стоит – себе дороже; меньше – тоже нежелательно, ибо, как я уже говорил, не особо продвинутые люди измеряют показатели больше в количестве, нежели в качестве.

Теперь по поводу стоимости.

Сумма должна измерять не фотосессию в целом, а стоимость стандартной фотосессии длительностью в 1 или 2 часа, в зависимости от того, как Вы сами для себя решите.

Например, если стандартная фотосессия в 1 час у Вас стоит 2000 руб., то на второй и последующие часа Вы можете давать значительную скидку, чтобы у заказчика была мотивация воспользоваться этим предложением.  Скажем, стандартная фотосессия: 1 час стоит 2 тысячи, а 2 часа – 3 тысячи.   На второй час получается 50% скидка.

По опыту могу сказать, что на «разогрев» человека в начале съёмки уходит примерно полчаса, и ещё полчаса остается на продуктивную съёмку. Поначалу Вы можете установить время стандартной фотосессии 2 часа, а вот когда уже набьёте руку, можете снизить до 1 часа.

Плюс всегда учитывайте, что творческая фотосессия в определенном образе всегда занимает больше времени, чем просто серия снимков в пиджаке около стула, поэтому людям с такими запросами изначально рекомендуйте брать дополнительный второй час, если Вы начинаете с одного.

Помимо этих вопросов определите точный срок, через который Вы отдаёте заказчику его фотографии.  Это может быть три дня, неделя, две или три.  Чем меньше заказчику придется ждать фотографий, тем лучше будет Ваше предложение, и тем быстрее люди начнут рекомендовать Вас своим друзьям.

Все эти условия съемки будут прописаны в Вашем коммерческом предложении на сайте, однако я настоятельно рекомендую 2-3 раза обговорить их с заказчиком лично, иначе Вас уже на следующий день после съёмки начнут доставать с вопросами «Где фотки?» или «Почему так мало?».

Теперь пару слов о том, как составлять договор, и нужен ли он вообще.

Без имени-9

Договор с фотографом на обычную фотосессию – это договор подряда, который не требует  печати и заключается между частными лицами. Тем самым Вы как бы даёте определённую гарантию клиенту того, что Вы его не кинете и отдадите фотографии в должном количестве.

На деле я Вам вообще рекомендую избегать его заключения, так как подобные договоры вносят жесткий элемент формальности между фотографом и клиентом, что в значительной степени напрягает обоих.

Обычно все происходит так:

Встретившись с клиентом уже на съёмке, Вы спрашиваете:  «Мы будем оформлять договор или начнём работу?»

Клиент отвечает: «Не знаю, а нужно?»

Вы говорите: «Ну, вообще это формальность, можем заключить, на случай если Вы мне не доверяете?»

Тут в 90% случаев клиент либо скажет «Да ну его!», либо спросит «Ну Вы ведь всё и так нормально сделаете?»

Вы отвечаете «разумеется» и переводите тему дальше.

Я Вам рекомендую поступать именно так, но если есть желание, можете сами опробовать все прелести договоров на своей пятой точке и понять, лучше с ним или без него.

Вообще, со стороны клиентов Вам будут попадаться 2-3% людей, которые будут обязательно требовать договор, очень придирчиво в него вчитываться и потом вынесут Вам весь мозг какими-то мелкими деталями, будут придираться, что Вы не скинули им (как они считают) самые удачные фотографии, что Вы неправильно обрабатываете, не вовремя делаете и т.д.

бл

 

Со временем Вы научитесь вычислять таких людей по телефонному разговору, так как они уже там начнут интересоваться лишними формальностями, спрашивать про Ваш опыт и прочее. Если почуяли подобных «жопашников», я искренне рекомендую Вам сливать их и после разговора вежливо отказываться от съемки, так как нервы и личное спокойствие гораздо дороже.

Без имени-11

Что касается юридической стороны, то оформлять индивидуальное предпринимательство на такие фотосессии вовсе не обязательно. Любой юрист Вас уверит, что налоговая плевать хотела на таких мелких рыб, чей оборот не превышает как минимум 80-100 тысяч рублей в месяц. Да и заказчикам Вашим ни к чему Ваши официальные бумаги.  Стоимость сделки очень низкая, и любые сложности тут никому не нужны.

Если Вы начнёте заниматься свадебной съемкой, то это уже другое дело, потому что, во-первых, там будут выше средние чеки (к примеру, от 20 до 70 тысяч рублей за съемку), а во-вторых, и уровень ответственности Вашей работы так же будет выше, ибо запороть свадебные фотографии просто недопустимо.

Там уже другие договоры, хотя тоже ничего сложного нет.

Ну, а на обычную заказную фотосессию Вам вообще ничего этого не понадобится.  Можете загрузить из Яндекса любой образец договора подряда для фотографа, скорректировать его под себя и оставить его на всякий случай, для особо требовательной аудитории.

Насчет юридической стороны и вопроса налогов, ещё раз повторюсь:  поначалу Вам на этом абсолютно не стоит заморачиваться, потому что не факт, что это дело Вам понравится, и Вы пойдёте развиваться в нём дальше. В этом и фишка бизнеса фотографа, что старт здесь достаточно лёгок, можно начать зарабатывать хорошие деньги без всякого капитала и юридических формальностей.

Итак, подведём основные итоги всех организационных моментов:

  1. Выясняем точную потребность клиента
  2. Определяем необходимость личной встречи
  3. Обговариваем условия работы в деталях
  4. Решаем – стоит ли браться за этот случай?
  5. Встречаемся на съёмке, обсуждаем договор
  6. Проводим фотосессию, обрабатываем снимки в назначенный срок

Если Вы отдали фотографии клиентке, и она говорит, что среди них нет той фотки, где она встала в позе какой-нибудь пантеры,  а Вы в свою очередь посчитали ее вульгарной и неэстетичной, так и говорите. Вы – профессионал, и Вам решать, какие снимки получились хорошо, а какие – нет.

Если всё равно попросит эту фотку (типа для себя) – значит, она обязательно выложит ее в сеть, а Вам такой антипопулярности точно не надо. В этом случае говорите, что все уже удалили.

Если будут просить Raw-исходники, чтобы кто-то еще обработал снимки или заказчик сам хочет поиграться с обработкой – ни в коем случае не давайте. Сделают задницу, и Вы останетесь виноваты. Просто говорите, что Вы являетесь фотографом и таково Ваше творческое видение.  Вы отдаёте готовый результат (под ключ), как заранее договаривались, и никто не вправе в него вмешиваться и что-то там изменять. С теми фотографиями, что Вы отдали, пусть  делают, что захотят, но исходники предоставлять не нужно!

Если будете действовать по этим рекомендациям, то и Вы, и клиент останетесь довольными!

Напоследок лишь один совет – не  пытайтесь сделать сразу всё идеально.  Проведя первую, вторую и третью фотосессию Вы поймёте, как выполняется эта схема, и уже тогда сможете скорректировать её детали.

Без имени-12

О том как лучше начинать и продолжать работать фотографом, вы сможете узнать из моей рассылки: http://manhattan-photo.ru/

Next Post:
Previous Post:
This article was written by

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>