Баланс белого и работа с цветом

Баланс белого и работа с цветом

Помимо режимов съёмки, настроек экспозиции и фокусировки немаловажным является такой параметр, как регулировка цвета.

Современные зеркальные фотокамеры устроены таким образом, что они могут снимать в очень широком цветовом диапазоне. Вы без проблем можете делать от ярко насыщенных и контрастных фотографий до полностью монохромных. Более того, Вы можете влиять на оттенок цвета, делая свой снимок в более холодных или тёплых тонах.

В данной статье речь как раз и пойдет о настройке баланса белого и стиля снимаемого изображения непосредственно при фотосъёмке в различных условиях.

Баланс белого – это то, как видит белый цвет Ваша фотокамера и, соответственно, вместе с ним и все остальные цвета вокруг нас. Дело в том, что человеческий глаз умеет адаптироваться под различные источники освещения, и белое для нас всегда кажется одинаково белым.

А ведь различные источники освещения всегда дают нам свет с разным оттенком!

Без имени-1

Лампа накаливания даёт тёплые и желтоватые цвета; люминесцентная же лампа рассеивает холодный синеватого оттенка свет. Солнце днём светит белым, а на закате – красновато-жёлтым цветом. И, несмотря на всё это, белый лист бумаги всегда будет для нас одинаково белым, а вот для камеры – к сожалению, нет.

Ей тоже нужно как-то подстраиваться под различные источники освещения, чтобы цвета не искажались, а выглядели именно такими, какими их видим мы. Для этого в Вашей фотокамере и существует настройка баланса белого – он корректирует оттенки цветов в зависимости от окружающего освещения.

У Вас в зеркальной камере есть несколько режимов баланса белого.

  • Автоматический режим
  • Солнце
  • Облачно
  • Лампа накаливания
  • Люминесцентный свет
  • Ручная установка

Таким образом, в зависимости от окружающих нас условий, мы можем выставлять разные значения баланса белого, для того чтобы наша фотокамера не ошибалась.

Посмотрите примеры одной и той же фотографии с разной установкой баланса белого:

Без имени-2 Без имени-3Однако бывают ситуации, когда ни один из выбранных параметров нам не подходит. Например, в случае с энергосберегающими лампами. Ведь их цветовая температура может быть отличной от температуры люминесцентных ламп.

Или в кадре сразу несколько источников света, падающего с разных сторон.

Или свет отражается от цветных поверхностей.

Как работать в таких ситуациях?

Для этого в режимах предустановок существует режим ручной настройки, который позволит нам максимально точно определить баланс белого в конкретный момент съёмки.

Делается это так.

Вам понадобится эталонный объект – им может послужить обычный лист белой бумаги.

Далее Вам необходимо поставить его прямо на место снимаемого объекта и сделать фотографию этого листа таким образом, чтобы он занимал всю площадь кадра.

Затем заходите в основное меню фотокамеры, выбираете положение ручного баланса белого; теперь на флешке нужно будет выбрать снимок эталонного объекта, который Вы только что сделали, и нажать на кнопку «применить».

Затем выбираете в меню баланса белого ручную предустановку – и можно делать желаемый снимок.

Таким образом, Вы выставляете уровень баланса белого максимально точно – под температуру окружающего Вас освещения.

Но следует помнить, что смещение снимаемого Вами объекта или изменения окружающего освещения (например, Вы зашли в помещение или от солнца перебрались в тень) потребуют установки баланса белого заново! Ведь температура окружающего освещения поменялась.

Такой подход выставления ББ безусловно требует времени, но это позволяет нам получить натуральные цвета в сложных условиях съёмки, для которых просто нет предустановочных настроек в меню камеры, и автоматика очевидно не справится сама.

Хочу сделать сноску по поводу освещения сразу двумя источниками света, о котором я упоминал чуть ранее. Ведь даже если мы в этом случае выставляем баланс белого вручную, то на какое освещение ориентироваться?

Тут всегда смотрите по ситуации и по Вашей художественной задумке. Какие оттенки больше подойдут, те и используйте.

А что же делать с балансом белого на практике? Когда доверять его выбор умной автоматике, когда пользоваться предустановками, а когда всё-таки стоит выставлять его вручную?

Баланс белого – непростой параметр, и во время процесса съёмки он может Вас изрядно замучить. Поэтому советую Вам не заморачиваться и снимать в автоматическом режиме баланса белого ВСЕГДА, естественно с использованием формата RAW.

Дело в том, что таким образом Вы значительно облегчите себе жизнь в процессе самой съёмки и уже потом, на своём компьютере, в 2 счёта сможете изменить и подправить оттенки цветов до необходимых Вам значений. Ведь даже идеально выставленный баланс белого в полевых условиях не всегда может Вас устроить и совпасть с задумкой Вашего сюжета. Иногда фотографии подходят более холодные или, наоборот, тёплые оттенки цветов, и этот художественный вопрос гораздо проще решить уже после фотосъёмки, глядя на готовые снимки.

Я предлагаю Вам воспользоваться этим советом хотя бы в первое время своей практики, потому что только на деле Вы сможете понять весь смысл моих слов. В дальнейшем Вы уже сами сможете точно решить, когда Вам требуется полный контроль над ситуацией во время съёмки, а в каких случаях это вовсе не обязательно.

На данном же этапе Ваше активное вмешательство в работу автоматики ББ не даст Вам ничего, кроме лишней головной боли и потери множества удачных кадров.

Теперь логичным является вопрос, какие настройки в нашей зеркальной фотокамере отвечают за яркость, контрастность и насыщенность получаемого изображения?

Для этого существует меню предустановок цветовых стилей, в котором, как правило, есть несколько основных режимов:

«Стандартный стиль» – при его работе резкость изображения немного увеличивается;

«Портрет» – резкость увеличивается чуть меньше;

«Пейзаж» – увеличена и резкость, и контрастность, и насыщенность изображения;

«Нейтральный» и «Точный» – все настройки по нулям;

«Монохромный» – стиль чёрно-белой фотографии.

В некоторых моделях фотокамер присутствует возможность создавать такие стили вручную – прямо в меню настроек.

Функция предустановки цветовых стилей иногда может быть полезной, однако, как и в случае с ББ, я рекомендую Вам заниматься этими настройками не в полевых условиях, а при сохранении снимка из формата RAW через специальную программу. Так Вы сможете добиться гораздо большей точности и максимально чётко подобрать необходимые настройки под конкретный снимок.

На этом мы закончим тему о работе с цветом в зеркальных фотокамерах.

Еще больше полезного о балансе белого и работе со светом вы сможете узнать из моей рассылки: http://manhattan-photo.ru/

Next Post:
Previous Post:
This article was written by

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>