Если говорить применительно к фотографии, то фактура – это строение…

Жизнь в портрете
Не сомневаюсь, сейчас любой из вас умеет снимать гораздо более интересные портреты, нежели те, что можно увидеть в наших паспортах.
И это хорошо, значит ваши работы уже живые!
Компонент Жизнь в портрете можно понимать по-разному:
- естественная эмоция (непостановочный снимок);
- правильно переданная эмоция (искренняя постановка);
- динамика за счёт действия.
Поговорим подробно о каждом пункте, чтобы вы смогли хорошенько во всём разобраться.
1. Естественная эмоция и непостановочный снимок – это то, что советуют многие фотографы при съёмке портретов.
Станьте невидимкой, фотографируйте естественную эмоцию!
Это хороший совет, однако, он далеко не всегда применим, так как подразумевает под собой, что ваш портретируемый не подозревает о фотосъёмке и ведёт себя естественно.
Такой момент редко выдаётся и он больше характерен для репортажных портретов.
Поэтому я не буду категорично советовать пользоваться этим приёмом в уличных портретах – я скорее отнесу его к отдельному направлению нестудийной портретной фотографии.
Однако же, может вам понравилось именно это направление – вы вполне можете работать в нём, делая «жизненные» портреты. А кто-то из вас наверняка уже давно уже практикует «охоту на эмоции». Поистине, благодатное направление для создания самых трогательных и необычных снимков.
Фотографируя людей за работой в офисе, за уборкой сена, в ожидании гола на футбольном матче – в этом направлении можно натворить множество удивительных работ!
Это неизбежно выделит вас из основной массы фотолюбителей, поскольку мало тех, кто серьёзно и основательно работает в этом жанре. По крайней мере, мне не так часто встречаются хорошие «жизненные портреты»
Так или иначе, если вы захотите поснимать в данном направлении, советую вам применить для этого режим фотосъёмки Live View, если, конечно, в вашей фотокамере он присутствует. Идеально, если у вас имеется поворотный дисплей.
Таким образом, вы можете фотографировать на различных мероприятиях, семейных событиях, встречах с друзьями, оставаясь незамеченным, и, тем самым, сможете ловить замечательные моменты.
2. Правильная передача эмоции, настроения, намерения и даже общего характера портретируемого человека.
Иными словами это искренние, натуральные и ЖИВЫЕ портреты.
Не секрет, что в знакомой и полностью безопасной для нас окружающей обстановке мы ведём себя очень естественно. Однако как только на горизонте вырисовывается человек с фотоаппаратом в руках и просит нас улыбнуться в камеру…
Всё! Наше естественное обаяние и харизма мигом вылетают в трубу!
Лицо становится неестественным, зажатым и не особенно фотогеничным.
Во многом, конечно, это зависит от портретируемого – опытная модель или актриса не испытывает сильных проблем с эмоциями и естественностью перед камерой.
Но не меньше зависит и от фотографа!
Для хорошей передачи эмоции и для создания более естественных образов обычно советуют рассказать анекдот, историю, наладить хороший контакт общения и как можно сильнее отвлечь портретируемого от процесса фотосъёмки.
Это здорово, и это действительно работает!
Работает.… У опытных фотографов!
Для начинающего и неуверенного фотографа этот совет абсолютно бесполезен. Это всё равно, что сказать: чтобы получить хорошие снимки фотографируй хорошо! Или что-то в этом роде.
В большинстве случаев фотограф и сам достаточно сильно зажат в процессе фотосъёмки, зажат в идеях, в общении. Чем менее знакомый человек участвует в качестве модели, тем хуже. Подсказать, как повернуться, какую изобразить позу, какую эмоцию, не говоря уже об отвлечении от процесса фотосъёмки и раскрепощении зажатости модели для новичка с зеркалкой в руках очень тяжело.
Ему бы кто помог.
Я скажу вам так:
Единственный способ научиться свободно работать с моделью, уметь раскрепощать её эмоции, вызывать в человеке искренность, глубину чувств, и т.п. – это активная практика.
Вот вам безумно полезная техника:
Проведите четыре портретных фотосессии за четыре недели (по одной в неделю) с разными людьми.
Первая – с хорошим другом/подругой или родственником.
Вторая – со знакомой девушкой/парнем/мужчиной/женщиной
Третья – с менее знакомыми людьми
Четвёртая – со знакомыми ваших знакомых, которых вы сами едва знаете.
Порядок должен быть именно таким.
И обязательно чередуйте от сессии к сессии пол ваших портретируемых, потому что даже очень опытные фотографы, которые привыкли фотографировать только красивых девушек, испытывают потом заминки в работе с мужчинами.
Часто бывает и такое, что фотографы привыкшие фотографировать людей в парах или группами (свадебные, например) испытывают трудности в работе «один на один».
Поэтому чередуйте!
И чем менее знакомые люди к вам приходят, тем более смелые идеи выдвигайте для своих фотосессий. Это может быть сложно, однако, если фотография вам в радость и вы хотите быть больше, чем просто человек с фотокамерой, то эти задания покажутся вам крайне увлекательными.
Когда проведёте четыре фотосета, возьмите хорошего друга или родственника и проведите пятый фотосет с ним. Вы удивитесь тому, насколько изменится ваша техника, манера поведения, изобретательность.
Ваши фотографии станут другими!
И ещё такой тонкий момент – не нужно относиться к фотографии серьёзно.
Подобная болезнь обычно проявляется у фотографов, которые начинают проводить платные фото сессии.
Вам следуют уяснить простой закон – ваше творчество, ваши идеи, ваши навыки и способность уверенно себя чувствовать в процессе фотосъёмки смогут раскрыться полностью только тогда, когда вы будете фотографировать исключительно ради удовольствия.
Запомните: когда вы будете ловить кайф от того что делаете, если начнёте играть в эту игру не ради того, чтобы выиграть, а ради того, чтобы просто поиграть – вот тогда ваши дела действительно пойдут в гору, и проблем, вроде работы с моделью, раскованностью и естественными фотографиями у вас просто не будет!
Ещё один практический совет, призванный облегчить вам жизнь:
Во время фотосессии берите с собой напарника или ассистента – он не напряжён сам и может снять общее напряжение своим присутствием, подкинуть интересные идеи и просто сделать фотосет интереснее.
3. Динамика за счёт действия
Это по сути то же самое, что и случайный портрет – наша модель находится в движении, в действии. Однако в этом случае портрет является постановочным, а не случайным, и действие производится умышленно для создания более динамичного снимка.
Иными словами, если хотите сделать свою портретную фотографию более живой – добавьте действие непосредственно в момент съёмки.
Взмах волос, пожимание плечами, прыжок, резкий поворот с размахом платья или даже ветер от вентилятора, который развевает длинные волосы девушки, приводя их в движение.
Любое уместно совершённое действие, непосредственно в момент спуска затвора, может добавить динамики и жизни в вашу портретную фотографию.
Это сильный приём и он нередко применяется фотографами на практике.
Только один момент – не забывайте при такой фотосъёмке устанавливать короткую выдержку и правильно наводить фокусировку.
Не позволяйте плохой технической подготовке помешать воплощению ваших великих творческих идей в жизнь!
На этом я сворачиваю тему жизни в нестудийном портрете.
Теперь у вас появилось много новой информации, и я уверен, вам есть над чем подумать и поработать в ближайшее время.
Еще больше нового и полезного о потрете , вы сможете узнать из моей рассылки: http://manhattan-photo.ru/