Логика русского человека устроена удивительным образом: в одну субботу он…
Работа с фокусировкой
Ошибка подавляющего большинства фотолюбителей при работе с портретом в том, что им лень каждый раз переключать точку фокуса, и это сводит их усилия на нет.
Дело в том, что если нет специфического сюжета, и мы находимся не в студии, то портрет принято выполнять с маленькими значениями диафрагмы (F/1.8, 2.0, 2.8), для того чтобы скрыть дефекты лица и в той или иной мере размыть задний план, акцентировав при этом внимание на человеке.
Так вот из-за того, что точка фокусировки постоянно не перемещается вместе с моделью, возникает очень печальный эффект – модель, или часть лица попадают в зону нерезкости.
Например, стандартная ситуация: F/2.0, точка фокусировки на середине, а модель ушла чуть в сторону на сетку трети.
Или как на примере ниже: вроде бы всё хорошо, но из-за малого значения диафрагмы девушка попала в зону нерезкого пространства.
В итоге снимок сделан, и на дисплее фотокамеры может быть всё в порядке, однако при просмотре на компьютере с этой фотографией окажется что-то не так.
На первый взгляд можно даже не понять, что именно.
Просто фотография почему-то недотягивает….
Или ещё один стандартный случай: фокус на центре тела, лицо нечёткое.
То же самое может происходить во время съёмки крупного плана: F/1.8, точка фокусировки где-то гуляет, и глаза остаются мыльными.
Запишите данное правило как основное – всегда переключать точку фокусировки!
Глубина резко изображаемого пространства из-за низких значений диафрагмы может быть крайне мала, поэтому даже незначительное отклонение точки фокусировки приведёт к микроскопической нечёткости. В результате снимок получится достаточно низкого качества.
Конечно, есть такие работы, в которых «мазня» и нечёткий фокус являются замыслом, но я надеюсь, мы с вами отчетливо понимаем различие между намеренным техническим приёмом и случайным ляпом?
Не менее важным условием при смене позиций модели является постоянная слежка за экспозамером. Это актуально для всех режимов, кроме полностью ручного.
Суть в том, что если вы снимаете в режиме точечного замера экспозиции, а ваша модель перемещается на край кадра, то фотоаппарат в этом случае продолжает замерять экспозицию (уровень освещенности) по центральной точке. И это вне зависимости от того, меняете ли вы точку фокусировки или нет.
Результатом такой оплошности становятся множество фотографий сомнительного качества и недоумевающий, разочарованный в своих способностях фотограф.
Точка фокуса на данном снимке была смещена как надо, однако экспозамер, несмотря на это, всё равно работал по центральной точке (по светлому небу) и выставил соответствующие параметры экспозиции.
Чтобы не допустить этой коварной ошибки, при точечном экспозамере нужно всегда фиксировать экспозицию по объекту съёмки.
Делается это следующим образом. Сначала наводитесь на вашу модель центральной точкой фокусировки и нажимаете кнопку спуска до половины. Затем нажимаете кнопку блокировки экспозиции. Теперь можете отпустить кнопки спуска и кнопку блокировки экспозиции, перестроить кадр нужным вам образом и сделать кадр.
Иными словами, вы берёте пробу экспозиции с объекта и затем делаете снимок так, как вам нужно.
Это просто, но очень значительно влияет на качество!
Используйте стандартное правило – фокусируйтесь по глазам модели.
В идеале – по тому глазу, который ближе к вам. Такое твёрдое мнение сложилось у фотографов в результате многолетней эволюции и, так уж вышло, что именно эта фокусировка позволяет сделать снимок максимально качественным.
Если при фотосъёмке вы берёте более общий план, то наводите фокус как минимум на лицо человека, иначе, опять же, часть лица модели может попасть в зону нерезкости.
Кроме того, не бойтесь иногда пользоваться ручной фокусировкой. И хотя современная автофокусная оптика не так хороша для этого, в некоторых случаях фокус, наведённый вручную, всё же даст вам гораздо более точный результат.
Вдобавок, с помощь ручной фокусировки вы сможете сделать нужный акцент на любой области портрета, если того потребует ваша задумка.
Фотография была сделана по другую сторону плотной решетки с помощью ручной фокусировки.
Еще больше полезного о работе с фокусировкой, вы сможете узнать из моей рассылки: http://manhattan-photo.ru/