С этим есть проблема у многих фотографов, потому что, даже…
Ошибки в формировании масштаба
Какие ошибки можно допустить в формировании масштаба?
Первая и самая распространённая ошибка – неправильное кадрирование.
Когда вы смотрите в видоискатель и пытаетесь найти границы кадра, сразу мысленно «пометьте себе красным» все суставы на теле человека и чётко уясните, что в этих местах портрет кадрировать НЕЛЬЗЯ – это является ошибкой, и результат смотрится достаточно глупо
Также не следует оставлять в портрете одну голову (без шеи), ведь если у вас нет определённого мастерства, то, скорее всего, такая фотография будет выглядеть провально.
Помимо этого, достаточно сложно добиться хорошего исполнения поколенного портрета человека стоя, поэтому на раннем этапе такого масштаба лучше избегать, либо стараться кадрировать изображение выше линии колен.
Если вообще говорить об удачном кадрировании портретов, оно может быть таким:
Головной портрет можно обрезать по уровню, на котором шея плавно переходит в плечи. Такое кадрирование создаст более приятную форму и законченный вид. Это не создаст эффект «отрезанной» головы.
Погрудный портрет девушки можно кадрировать по верхней линии груди, придав тем самым больше выразительности портрету.
Также край портрета можно провести и ниже груди, где-то в верхней области живота. Однако при этом вам следует обращать внимание на руки, важно, чтобы границы портрета не проходили прямо по локтевому сгибу. Предпочтительнее сделать край кадра чуть выше, однако чуть ниже тоже допустимо.
Погрудный масштаб мужского портрета можно кадрировать чуть ниже воротника рубашки, или срезать воротник на 1/3.
Поясной портрет во многих случаях смотрится максимально удачно, если его нижняя граница проходит чуть ниже уровня бёдер, или наискосок.
Если мы говорим о портрете сделанным в полный рост, то запомните такое правило: больше свободного пространства на нём должно быть в верхней части, а не в нижней.
Это обусловлено естественными законами нашего зрительного восприятия.
Важно отметить, что когда вы делаете портретные снимки, вам следует обращать внимание не только на нижнюю границу кадра, но и на остальные три.
Если вы фотографируете головной портрет, то сверху и по краям кадра следует оставить немного пространства, это позволит ему «дышать». Если вы фотографируете плечевой или поясной портрет – место над головой также должно увеличиваться по сравнению с головным портретом.
И в то же время, не стоит оставлять слишком много места над головой – в этом случае акцент, который должен находиться на модели, уже не будет работать, станет «размытым». Создастся впечатление, что снимок был сделан на ходу, и будет выглядеть довольно небрежно.
Однако эти правила – всего лишь условность, и их можно отнести к категории «нарушаемых чаще всего».
Тут главное понять 2 вещи:
1. Нужно следить, чтобы пространства над головой не было слишком мало. Также, кадр можно срезать по волосам или по лбу – это не будет нарушением, если вы фотографируете головной или погрудный портрет.
На этом снимке голова просто «упёрта в потолок», и портрет выглядит плохо.
На этом снимке мы умышлено «срезали» часть головы, и портрет стал уже гораздо лучше.
Как определить, когда срезать, а когда оставлять место над головой?
Я уже говорил, что срезать можно только при масштабе от «погрудного» и крупнее. Также вам следует полагаться в этом вопросе на своё чувство вкуса. Всегда задавайте себе вопрос:
Что я показываю зрителю?
Как это смотрится со стороны?
Умышленно ли я сделал этот срез или просто так получилось?
Таким образом, вы будете лучше ориентироваться в процессе съёмки. Потому что, даже не смотря на всё вышеописанное, вы можете сделать портреты, в которых «мало места над головой» будет выглядеть правильно.
2.Нужно следить, чтобы пространства над головой не было слишком много. Много места над головой с одной стороны ошибка более простительная – лишнее всегда можно кадрировать.
С другой стороны – это ошибка наиболее грубая и часто встречаемая. Старайтесь в большинстве своих снимков следить за тем, чтобы глаза модели всегда располагались в верхней половине кадра. Так вы этой ошибки сможете легко избежать.
Что касается исключений из этого правила?
Самый простой случай – модель смотрит вверх.
Что касается пространства по краям кадра, то предпочтительно следовать такому правилу: оставляйте больше свободного пространства с той стороны, куда направлено движение или взгляд вашей модели.
Вторая ошибка, которую часто допускают при выборе масштаба – это неправильная состыковка масштаба и крупности кадра.
Вместо тысячи слов – один пример!
Когда мы подбираем, какого масштаба сделать тот или иной портрет, попутно мы всегда решаем задачу, сколько свободного пространства оставить по сторонам модели.
Ключевые правила по поводу свободного места вокруг модели вы уже получили, остальное к вам придёт с опытом.
Кроме вышеописанных правил можно добавить ещё только одно – всегда опирайтесь в вопросе свободного места по сторонам на свою идею и здравый рассудок.
Если вы хотите соединить образ вашего портретируемого с объектом (событием), расположенным на фоне, то выбирайте такой план и масштаб, чтобы это как минимум хорошо смотрелось и не засорялось лишними деталями.
Третья ошибка – неправильный ракурс и положение модели в сочетании с неправильным выбором плана.
О да! Такое сочетание ошибок может иметь просто катастрофические последствия.
Я не буду сейчас травмировать вашу психику жуткими примерами, которые мне доводилось встречать с такой связкой ошибок – я покажу что-нибудь нормальное.
На фото слева – ростовой портрет и в данном случае для него взят слишком крупный план. Ракурс и положение модели тоже никак не сочетаются между собой. Эту фотографию можно смело отправить в корзину. Фото справа – попытка выйти из положения, и в данном случае заявленная ошибка устранена.
Еще больше о частых проблемах в фотографа и о том как их избежать, вы сможете узнать из моей рассылки: http://manhattan-photo.ru/