Выбор плана и масштаба

Выбор плана и масштаба

Само по себе понятие «план» в фотографии имеет весьма широкое толкование, и я хочу, чтобы вы не только всегда точно понимали, о чём идёт речь, но сами могли выражать мысли правильно.

Под словом «план» может подразумеваться деление изображения по «крупности», по расположению объектов или по смыслу.

Когда мы разделяем изображение по крупности, то говорим:

«Фотограф взял общий план» или «Эта работа сделана крупным планом».

По крупности плана все фотографии можно разложить по пяти пунктам:

1. Общий план – служит для того, чтобы передать атмосферу какого-то события, показать место действия, окружающую архитектуру или ландшафт.Untitled-12. Средний план – здесь акцент делается главным образом на человека. Таким планом мы обычно фотографируем несколько человек (выдернутых из события), взаимодействие двух людей или же просто портрет человека (если этот портрет подразумевает вокруг него определенную обстановку.)

Untitled-23. Крупный план – в этом случае происходит более значительное выделение объекта из фона для привлечения к этому объекту максимального внимания.

Untitled-34. Макро или сверхкрупный план – используется для привлечения внимание к какому-то отдельному, интересному элементу человека или же на сочетание таких элементов.

Так мы разделяем фотографии по крупности плана.

По расположению объектов план может быть передним, задним и средним. Это, я думаю, в комментариях не нуждается.

Если мы говорим о смысловых планах в фотокомпозиции, то речь идёт уже совсем о другом.

Композиция может быть одноплановой и многоплановой.

Одноплановая композиция является самой простейшей и несёт в себе только один смысл. Отличный пример одноплановой композиции – фото на документы.

А вот пример одноплановой композиции, применённый умышленно:

Untitled-4

Многоплановая композиция – явление гораздо более частое, так как в большинстве случаев фон (даже сильно размытый) несёт в себе какую-то смысловую нагрузку либо создаёт определённую глубину.,

Кроме того, на переднем плане мы можем задействовать не только красивое обрамление из листьев (излюбленный приём фотографов), но также и более сложные объекты, которые будут привносить дополнительную смысловую нагрузку в снимок.Untitled-5

Теперь остановимся более подробно на масштабе.

Вы наверняка слышали, что бывает фрагментарный, головной, погрудный, поясной, поколенный и ростовой портрет.

Фрагментарный – на портрете изображены отдельные фрагменты человеческого тела. Например, губы и волосы, глаза и нос. Портретом это не всегда можно назвать, но всё же, такие снимки относятся в эту категорию.Untitled-6

Головной – на портрете изображены только голова и шея.

Untitled-7

Погрудный – на портрете изображены голова, шея и плечи.

Untitled-8

Поясной портрет – из названия понятно.

Untitled-9

Поколенный портрет – нижняя граница кадра проходит чуть ниже или выше колен моделиUntitled-10

Ростовой – портрет, выполненный в полный рост человека.Untitled-11

На первый взгляд понятие «масштаб» схоже с крупностью плана, но тут можно допустить некоторые ошибки!

К примеру, мы хотим сделать погрудный портрет человека на площади и при этом мы можем взять средний план, а можем взять общий.

Пример такой ошибки:Untitled-12

При масштабе «погрудный» портрета взят общий план. Таким образом, акцент на человеке потерялся, и мы получили плохой, чисто любительский снимок.

Этого следует избегать.

От чего стоит отталкиваться при выборе плана и масштаба?

1. Наша идея. Это основное на что мы полагаемся при выборе того или иного масштаба. Выявление сюжета, элементов фона и дополнительных объектов, которые мы хотим включить в снимок, напрямую определяет масштаб портрета.

Трудно описать этот процесс словами, да делать это и незачем.

Я просто покажу наглядный пример:Untitled-13

В данном случае можно выбрать такой план и масштаб, получив при этом кучу лишних объектов и «мусора» на снимке

А можем взять более крупный план и максимально усилить нашу идею.Untitled-14

2. Психология портрета и преображение человека.

Например, перед нами человек, который имеет своеобразную форму фигуры и испытывает избыточный вес в нижней части тела (говоря простым языком, у него толстая задница).

Это подскажет нам правильный масштаб снимка, чтобы сделать его на фотографии наиболее привлекательным, если конечно у фотографа нет конкретной задумки на этот счёт (нет цели показать толстого человека).

Или перед нами стройный персонаж – это подскажет нам выбрать поясной или даже ростовой масштаб портрета, чтобы максимально подчеркнуть его фигуру.

Или другой критерий.

Мы фокусируемся на эмоциях – это подсказывает нам взять более крупный план.

Untitled-15

Еще больше полезных советов, вы сможете узнать из моей рассылки: http://manhattan-photo.ru/

Next Post:
Previous Post:
This article was written by

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>