Почему нет объёма?

Почему нет объёма?

Часто вместо объёмных и красивых фотографий получается довольно плоская и невыразительная картинка. Эта проблема может возникать независимо от жанра, в котором мы снимаем.

Например, портреты.

Untitled-8

Почему-то в одних чувствуется глубина и какая-то трёхмерность, а другие кажутся абсолютно плоскими и откровенно любительскими.

Или пейзажи, в которых данная проблема может быть выражена еще острее, ибо там передача глубины окружающего нас пространства стоит на первом месте.Untitled-2

Для начала давайте разберёмся, за счёт чего вообще фотографии кажутся нам объёмными, и тогда сразу станет понятно, куда этот объём исчезает, и что делать, чтобы этого не происходило.

В целом, можно выделить 5 факторов, которые создают объёмность картинки:

  1. Наполнение фотографии светом, а точнее угол его падения на снимаемый нами объект. Если свет жёсткий и падает под прямым углом по отношению к снимаемому объекту (вроде прямой вспышки или полуденного солнца), то большинство теней просто убивается светом, а те, что остаются, становятся резкими и угловатыми, нарушая правильный объём пространства.
  2. Фактор, относящийся к композиции – наполнение объектами различных планов в построенном нами кадре (переднего, заднего и среднего). Принцип здесь прост: если планы чем-то заполнены, то двухмерная плоскость фотографии будет казаться нам более объёмной и глубокой.
  3. Тоже композиционный фактор – диагональное расположение снимаемого объекта в кадре, а также направляющие линии, по которым скользит взгляд зрителя, когда он просматривает фотографию.
  4. Перспектива, которая может быть хорошо или плохо выражена на каком-то отдельно взятом снимке.
  5. Контраст тёмных и светлых участков, ибо при контрасте наше зрение способно лучше выделить объём предмета, нежели если сам предмет и фон вокруг него будут примерно таких  же оттенков и интенсивности цвета.

На первый взгляд, может быть ни черта не понятно, но это только до просмотра наглядных примеров.

Давайте же попробуем посмотреть, как работают все эти пять факторов, каким способом создается объёмная фотография и что происходит, когда этот самый объём теряется.

Untitled-3

Вот перед вами снимок, в котором с первого взгляда очень хорошо чувствуется объем, и глубина, давайте разберемся почему:

Во-первых, мы видим довольно мягкий светотеневой рисунок на самой девушке.

Untitled-4

Фотография была сделана в пасмурную погоду, и затянутое облаками небо послужило для нас своеобразным софтбоксом, который мягко рассеял солнечные лучи.  Жёсткий свет мог бы попросту высветить теневые области, но здесь этого не происходит, и поэтому мы видим много плавных переходов света и тени. Именно такие переходы создают трёхмерный эффект на двухмерной плоскости фотографии.

Если дать прямой жёсткий свет (как от встроенной вспышки или около полуденного солнца), то мы рискуем вовсе потерять светотеневой рисунок на снимаемом объекте и получить абсолютно плоскую картинку.

А теперь посмотрите на то, как скомпонован этот кадр.Untitled-5

Мы видим наполненность всех трёх планов и направляющие линии, по которым наш взгляд скользит к девушке, потом переходит в глубину снимка и снова возвращается к началу.

Вообще в портрете, в отличие от пейзажа, необязательно использовать наполнение переднего плана сторонними объектами (его может просто занимать сам человек), однако если на передний план выведены направляющие линии (вроде перил, стены или железной дороги), то это позволяет только усилить объемность картинки.

Помимо этого, всегда важно трёхмерное положение в кадре самого объекта.

Посмотрите, девушка как бы выглядывает из-за дверного проёма, подаваясь одним плечом чуть вперёд, и она не прижимает книгу плотно к себе, чтобы мы видели большую плоскость ее обложки. Она держит книгу в диагональном расположении по отношению к камере, что позволяет интерпретировать нам это изображение как более трёхмерное.

Если бы мы поставили эту девушку ровно в профиль по отношению к камере, и она прижала бы книгу к себе, то картинка визуально воспринималась бы довольно плоской, даже несмотря на правильный светотеневой рисунок.

Теперь обратите внимание на перспективу.

Untitled-6

В портрете она, опять же, не особенно нужна, так как может исказить черты лица портретируемого, однако на этом снимке перспектива исполнена не за счёт использования  широкоугольного объектива, а за счет досок на заднем плане, которые уходят глубоко в темноту. Снимок сделан с нормальным фокусным расстоянием 50 мм.

Ну и последний фактор, который я озвучивал в списке – это контраст оттенков и интенсивности цвета. Untitled-7

Здесь это очень хорошо выражено!

Обратите внимание на световое пятно вокруг девушки, которое плавно переходит в полную темноту. Доски вроде одного (синего) цвета, однако из-за распределения света интенсивность меняется.

Посмотрите на края кадра: едва заметная виньетка делает дверной проем по краям чуть темнее, чем в середине – это тоже придаёт снимку дополнительную глубину и ощущение объёмного пространства. Такие контрасты достигаются не только распределением света непосредственно в процессе съёмки, но и при обработке изображения, когда мы специально накладываем виньетки, затемняем некоторые участки и делаем так, чтобы переход цвета был более глубоким.

Таким образом, в данной работе учтены все пять факторов трёхмерности, и от этого мы как бы погружаемся в воссозданную на фотографии реальность, картинка кажется нам более живой и естественной!

А теперь ещё раз взглянем на неудачную фотографию и попробуем понять, что здесь не так.

Untitled-8

Светотеневой рисунок – более или менее нормальный. Заполнено, как бы, три плана, но при этом контраст в оттенках очень слабый, объекты располагаются торцевой стороной к камере, направляющие линии тоже отсутствуют, и весь этот букет делает изображение абсолютно плоским, как фанерная доска.

Давайте посмотрим ещё несколько удачных (объёмных) фотографий для закрепления:

Untitled-9

Например, вот похожий снимок с листвой. Но обратите внимание, листва на переднем плане не так сильно заполняет пространство и не находится торцевой стороной к камере. Цвета по контрасту достаточно сильные и не сливаются с кожей модели, да и сама девушка занимает диагональное расположение в кадре. Есть чёткое отделение заднего плана от переднего, добавлена небольшая виньетка, за счёт чего листья по краям кадра темнее, чем  в середине, и всё это вместе делает фотографию объёмной и более приятной для зрительного восприятия.

А вот ещё один снимок, где модель располагается строго фронтально по отношению к камере.

Untitled-10

Но в то же время объём создаётся за счёт пышных волос чуть выступающих на передний план. Плюс, диагональное расположение ладоней и сходящиеся на заднем плане направляющие линии домов, хороший контраст цвета и очень мягкий светотеневой рисунок делают фотографию объёмной и выразительной.

Посмотрим ещё один пример.

Untitled-11

Здесь модель тоже располагается фронтально по отношению к камере, только уже строго в профиль, но при этом руки и ноги не сливаются вместе – они располагаются на разном уровне, и за счёт этого объём не теряется. Если бы мы расположили таким же образом какой-то монолитный объект (вроде автомобиля), то снимок показался бы нам более плоским.

Также объём здесь создаёт выраженный светотенвой рисунок, за счёт того, что солнце находится позади и подсвечивает модель контровым светом. Те участки тела, которые находятся ближе к камере значительно темнее тех, которые подсвечиваются солнцем. Свет как бы обволакивает девушку, а спереди используется отражатель, чтобы контраст не был слишком сильным.

Плюс перспектива и сходящиеся линии дороги, начиная с переднего плана уходящие глубоко внутрь кадра, значительно добавляют объём этой фотографии.

Если с портретами всё понятно, то давайте посмотрим, как это применяется на пейзажных фотографиях.

Смотрим пример с палаткой.

Untitled-2

Как я уже говорил, в пейзаже наполнение всех трёх планов играет гораздо более важную роль, нежели в портрете, так как здесь не так сильно выражен главный объект. Безусловно, у пейзажной фотографии может быть выделен композиционный центр (в данном случае палатка), но этого недостаточно, чтобы создать нужную глубину и так называемый эффект «присутствия». Для этого мы всегда стараемся как-то заполнить передний, задний и средний план.

На переднем плане находится небольшой снежный перемёт со следами, который наполняет передний план и, кроме всего прочего, ведёт наш взгляд к главному объекту (палатке). Если бы это был не перемёт и следов бы не было (просто ровный участок снега), то передний план получился бы пустым и эффект был бы не столь сильным.

Далее на среднем плане мы видим диагонально расположенную палатку, а за ней, на заднем – тёмные деревья и горящие огни города. Контраст цвета очень хороший, перспектива тоже прослеживается, что в целом даёт очень неплохой объём.

Сравнивая этот пейзаж с плохим примером из начала урока, мы можем увидеть следующие различия:

Untitled-13

Здесь, как бы тоже три плана, но они по цвету очень сильно сливаются между собой, дальний план (небо) вообще выбит в белый цвет и не несёт абсолютно никакой информативности. Явно выраженного композиционного центра тоже нет, перспектива особо не прослеживается, да и направляющие линии тоже отсутствуют. Поезд сливается с общим фоном и скорее расположен к нам фронтально, нежели диагонально. Угол очень маленький, да и свет заливает весь кадр так, что не видно вообще никакого объёма.

А теперь взглянем вот на такой снимок.

Untitled-14

Диагонально расположенная по отношению к камере лошадка. В кадре есть три плана, которые хорошо контрастируют между собой (зеленый луг с белой лошадью, тёмные горы и светлое, затянутое рельефными облаками небо). Свет очень мягкий, под брюхом, гривой, щеками и глазом лошади мы видим мягкие тени, которые отлично обрисовывают рельеф. Объём картинки очень хороший и на неё приятно смотреть.

Разумеется, добиваться 100% объема нужно не всегда, иногда мы можем использовать специальный композиционный прием и умышленно показать зрителю пейзаж достаточно схематично. Untitled-15

Это может быть интересно, но только в тех случаях, когда вы специально добиваетесь такого эффекта и даже утрируете его.

Untitled-16

Однако если вы просто косячите и наглухо игнорируете все те пять принципов, о которых говорится в статье, то результаты ваши будут, прямо скажем, плачевными.

Я не призываю вас каждый раз строго следовать всем пяти принципам и во что бы то ни стало использовать весь этот набор выразительных инструментов, но я хочу, чтобы вы точно для себя уяснили, что каждый пункт из этой пятёрки является элементом мозаики для построения объёмной картинки.

Все пять – это  максимальный объём. Ни одного – это максимально плоское изображение. Вы можете сами комбинировать их между собой и решать, когда и что лучше использовать.

Еще больше полезного об объёме в фотографии, вы сможете узнать из моей рассылки: http://manhattan-photo.ru/

Next Post:
Previous Post:
This article was written by

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>